Пока Азербайджан сосредоточен на восстановлении региона и реализации крупных проектов, отдельные игроки продолжают проявлять мелочные политические интересы, прикрывая их псевдогуманностью. Так, как ранее уже сообщал Minval Politika, проект поддержки добровольно покинувших Карабах армян, реализуемый Россотрудничеством совместно с АНО «Евразия» и Русской гуманитарной миссией, продлён как минимум до 2026 года. Формально причиной называется «сохраняющийся поток обращений», однако на практике речь идёт о продолжении гуманитарной активности России вокруг карабахской темы.
Замглавы Россотрудничества Игорь Чайка подчеркнул, что проект изначально задумывался как долгосрочный, чтобы «показать, что Россия с вами». При этом, по информации армянских правительственных источников, в рамках инициативы собираются персональные данные граждан, включая сканы паспортов, свидетельств о рождении и других документов якобы под предлогом оказания гуманитарной помощи.
Возникает риторический вопрос: почему после первой Карабахской войны никто не подумал о вынужденных беженцах Азербайджана, почему на них никак не подействовали зверства в Ходжалы? Гуманность не делится по национальности, цвету кожи или религии. Двойные стандарты очевидны. Для Азербайджана война окончена, страна вернула свои земли, и у неё другие приоритеты, тогда как у Кремля вдруг появился интерес к карабахским армянам.
Minval Politika обратился к директору Центра истории Кавказа, аналитику и историку Ризвану Гусейнову, чтобы разобраться в мотивации России.
Он считает, что Россия уже упустила возможность быть модератором мирного процесса между Азербайджаном и Арменией.
«Кремлевские политики решили вновь попытаться вмешаться в конфликт через тему так называемых карабахских армян-беженцев. Но это мертвый номер», — говорит Гусейнов.
По мнению Ризвана Гусейнова, он догадывается, кто стоит в Кремле за такими номерами. По его словам, за этим стоят помощник президента Сергей Кириенко и ряд других лиц, которые рассчитывают, с одной стороны, укрепить свой авторитет в Армении, показывая, что в отличие от власти Пашиняна, именно они якобы заботятся о судьбе карабахских армян-беженцев, а с другой — попытаться дестабилизировать ситуацию в регионе и в мирном процессе между Баку и Ереваном.
«Это слишком поздняя и неверная реакция, — продолжает эксперт. — Россия фактически пытается имитировать свое присутствие в армяно-азербайджанских отношениях. Но негативный фон этого присутствия будет блокироваться как со стороны официального Баку, так и со стороны официального Еревана. Возникает вопрос: на кого Москва будет опираться в стремлении вписаться в региональную повестку? Неужели думают, что сбитые летчики, вроде экс-президента Роберта Кочаряна, Серж Саргсяна и представители армянской церкви во главе с опозорившимся католикосом Гарегином II, смогут помочь поднять престиж России, используя карту карабахских армян-беженцев?»
Гусейнов подчёркивает, что ситуация заранее провальная.
«Возможно, в Москве думают, что через этот проект они смогут устроить политический торг как с Баку, так и с Ереваном. Но опыт показывает обратное, провалы подобных инициатив Кириенко известны по Украине, Молдове, Абхазии и Грузии. Точно так же эта игра с судьбой карабахских армян обречена на провал», — заявил Гусейнов.
«В остальном, — добавляет эксперт, — это чисто политическое шоу. Оно нанесет дополнительный удар и без того непростым азербайджано-российским отношениям, потому что Баку не поймет мотивов Кремля. В то же время российско-армянские отношения также осложнятся. Дивидендов Кремль не получит ни в Баку, ни в Ереване».
По мнению Гусейнова, единственный логичный мотив Кремля в этой игре, использование гуманитарной помощи для переселения оставшихся карабахских армян на российские территории, включая Абхазию, юг России и, возможно, оккупированные территории Украины.
«Значительная часть карабахских армян уже покинула Армению и переселилась в третьи страны. Остальные могут стать инструментом российских интересов. Это и есть единственный сомнительный плюс всей этой игры», — заключает аналитик.








