Операция США в Венесуэле и захват президента Николаса Мадуро с последующим его привлечением к суду в Нью-Йорке вызвали неоднозначную реакцию среди представителей политических и экспертных кругов. О том, как американцы смогли осуществить такую операцию, что представляет собой венесуэльская армия, в беседе с Minval Politika рассказали эксперты по странам Латинской Америки.
Главный редактор журнала «Латинская Америка», профессор СПбГУ Виктор Хейфец уверен, что с учетом того, что система ПВО Венесуэлы как таковая даже не сработала, а вертолеты спецподразделения США можно было сбить и без зенитного ракетного комплекса С-400, применив крупнокалиберные пулеметы или переносные ЗРК, которые имеются на вооружении венесуэльской армии, имел место сговор между частью высшего военного и гражданского руководства Венесуэлы с США.
«Американские вертолеты были пропущены сознательно. То есть была договоренность, в которой не участвовала личная охрана президента. Охрана не подчиняется напрямую Министерству обороны Венесуэлы. Вот эти люди Мадуро, по понятным причинам, и понесли потери – среди них порядка 15 погибших венесуэльцев и более 30 кубинцев. Эти люди и защищали президента Венесуэлы», — сказал эксперт.
До резиденции Мадуро, добавил Хейфец, американцы летели беспрепятственно, именно поэтому в сговоре сомнений быть не может.
Говоря о вооружении, которое находится на балансе армии латиноамериканской страны, собеседник отметил, что оно «довольно серьезное на самом деле, включая мощные системы ПВО».
«В то же время я не готов оценивать степень подготовки венесуэльской армии, которая управляет им и то, в каком технически исправном состоянии вооружение поддерживалось эти годы. Но при желании армия Венесуэлы могла оказать определенное вооруженное сопротивление США. Конечно, не смогла бы одержать победу. В целом венесуэльская армия одна из самых сильных в западном полушарии, но, безусловно, на порядок слабее армии США», — отметил специалист.
Что касается вопроса о том, сколько времени потребовалось США на подготовку этой операции, Хейфец отметил: «Как мы видим, в Венесуэле это заняло не меньше полугода. Если говорить о военной части, то американцы начали развертывание группировки летом прошлого года».
«Переговоры, в которых участвовали с венесуэльской стороны вице-президент Делси Родригес и ее брат, спикер парламента Хорхе Родригес, шли давно. В ходе обсуждений американцы разрабатывали две линии – одна на достижение договоренностей с президентом Мадуро, ввиду невозможности реализовать которую включили вторую – на достижение договоренности без Мадуро», — пояснил он.
Также эксперт коснулся вопроса американского военного присутствия на территории Венесуэлы, о котором упоминал в своих заявлениях президент США Дональд Трамп.
«На данный момент нахождение военной базы любого другого государства на территории страны запрещены Конституцией Венесуэлы. Чтобы эти базы там появились, надо менять основной закон», — заключил Хейфец.
Доктор политических наук, госсоветник РФ первого класса Татьяна Полоскова обратила внимание на то, что у Мадуро, как и у Чавеса, с силовиками были всегда не простые отношения.
«Но Чавес обладал природной харизмой и сам был представителем военной элиты в отличие от водителя троллейбуса, профсоюзного деятеля Мадуро, во многом, обязанного своей политической карьере жене Силии Флорес де Мадуро», — отметила эксперт, указав при этом роль Флорес в деле прихода к власти Чавеса.
Полоскова рассказала, что именно с Силией Флорес проводило консультации посольство России, когда решался вопрос о формате контактов Чавеса с Москвой: «Знаю эту историю от непосредственных участников политической “раскрутки” Чавеса, в том числе и как друга России».
Силия Флорес, убеждена Полоскова, более грамотный и серьезный политик, чем Мадуро, поэтому ее арест по указанию Трампа не случаен.
«По имеющейся информации, сдача Мадуро США путем насильственного захвата в ходе спецоперации стала возможной в результате предательства сотрудников Национальной гвардии, где служат именно венесуэльские военные. И явно озвученные за эту “сделку” 50 млн долларов получили не они, а кто-то повыше и посолиднее. Погибшие кубинцы служили в личной охране Мадуро, и эти бы не согласились даже за деньги. Вообще в последние годы на всех ключевых должностях в службах безопасности в той же государственной нефтяной компании Венесуэлы также служили кубинцы. Эти услуги оказываются в обмен на поставки нефти на Остров Свободы. Вернее, уже оказывались», — пояснила политолог.
Без внутреннего предательства, уверена эксперт, совершить такую операцию даже американский спецназ бы не смог.
«Венесуэла — страна военных переворотов. Там всегда все решала и решает армия. Лет 10 назад, находясь в Каракасе, я делала серию интервью с военными экспертами Венесуэлы. Тогда в высшем военном руководстве готовились убрать Мадуро легальным путем, на выборах. И был вполне подготовленный кандидат на это место из числа военного лобби. Ситуация была критическая. Мадуро не стал выходить из нее путем закручивания гаек, а резко усилил жалованье военным. Но причины противостояния никуда не ушли», — поделилась Полоскова.
Во-первых, указала она, подавляющее большинство высших военных чинов Венесуэлы получили образование в США, связи сохранились, как и идеологические предпочтения.
«Куда привел некогда преуспевающую страну Мадуро, военные видели, и это уж никак восторга у них вызывать не могло. Даже при высоком жаловании. И не менее важно, что военные Латинской Америки — это элита, чаще всего потомственная. При всех проблемах с Чавесом, а он все-таки был тоже военным…
А водитель троллейбуса Мадуро для них, уж простите, — низы. Вот и получилось, что получилось. И больше половины населения настроено против Мадуро», — сказала она.
«Делси Родригес объявила сейчас и военное положение, и мобилизацию, и усилила охрану нефтяных объектов. Но подтвердила и курс на сотрудничество с США в деле нормализации ситуации в стране и ее развития. Воевать с США Родригес как и.о. главы страны точно не намерена. И ее можно понять», — уверила политолог.
Комментируя отсутствие всякой реакции венесуэльской системы ПВО на действия США с воздуха, Полоскова сказала: «Не думаю, что ПВО Венесуэлы находится в хорошей боевой форме. Любая армия, когда она длительное время не воюет, развращается, грязнет в бездействии и воровстве. Армия Венесуэлы — не исключение. Учитывая уровень коррупции в венесуэльской армии, предполагаю, что, по примеру Армении, это оружие могло быть двадцать раз перепродано в третьи страны. Не исключаю также, что в этой схеме могли быть задействованы и нечистоплотные круги из числа российских поставщиков».
Мадуро, как отметила она, в основном задействовал армию на борьбу с оппозицией. «Кроме того, часть военных Венесуэлы была завязана, как и в некоторых соседних странах, на обеспечении безопасности наркотрафика. Повторюсь, наркобизнес в Венесуэле — такая же прибыльная сфера, как нефть. Естественно, что Мадуро или его ближний круг имели к ней прямое отношение», — убеждена специалист.
«Уверена, что ПВО был дан приказ не препятствовать. Мадуро надоел всем, включая военных. Эта сдача была предрешена. А кто в ней был задействован и как – это уже детали», — добавила она.
Что касается российских систем ПВО, которые стоят на вооружении Венесуэлы, политолог отметила: «Даже если мы продали системы ПВО, мы не обязаны отслеживать их дальнейшую судьбу в Венесуэле, тем более обеспечивать безопасность этой страны с воздуха. Это уже не наш вопрос».
Оценивая в целом Вооруженные силы Венесуэлы, эксперт указала, что оснащение венесуэльских войск разное, не только российское.
«Во-вторых, венесуэльская армия не собирается его использовать для ведения боевых действий, особенно против США. Дэлси Родригес заявила, что будет выстраивать дружественные и партнерские отношения с США», — добавила она.
Отвечая на вопрос о том, имела ли венесуэльская армия возможность предотвратить действия США, Полоскова сказала: «Не было ни такого приказа, ни желания. Вот как прокомментировал происходившее Хуан Анхель Лопес Диас, полковник морской пехоты в отставке, член Центра военно-морской мысли: “Начальная воздушная фаза развивалась в первые часы со 2 на 3 января. Менее чем за 30 минут объединенный воздушный компонент выполнил высокоплотную кампанию SEAD/DEAD, чтобы устранить любые оперативные риски для вставки и эвакуации аэротактической группы, которая развернула подразделения для проведения рейда. Но для этого работали, помимо кораблей ВМС США, более 150 самолетов, базирующихся на море и на наземных базах”. Венесуэльские ПВО, батареи С-300ВМ, «Бук» и «Печора», как указал полковник, пытались ответить, но, по-видимому, делали это фрагментарно и без эффективной координации, в результате чего они были быстро выведены из строя или отключены от системы управления.
Атаки на инфраструктуру, энергетику и связь ускорили функциональный коллапс оборонительной сети. Высадка при полном господстве в воздухе. После того, как сеть зенитных ракетных комплексов была ослаблена, следующим шагом стало предотвращение любой реакции с воздуха. Взлетно-посадочные полосы, ангары и логистические узлы были нейтрализованы с помощью крылатых ракет, запущенных с морских платформ, что помешало Су-30МК2 вмешаться. По этой причине воздушных боев не было, и господство в воздухе США было полным».
Говоря о том, сколько времени могло потребоваться на подготовку такой операции, политолог указала, что захват много времени не потребовал, «А вот создание “благоприятной оперативной среды” — достижение договоренностей по сдаче Мадуро или его добровольная сдача, инсценированная под захват, что нельзя исключать, конечно, решалось не в один день. Это минимум несколько месяцев. Предполагаю, что подготовка этой операции началась не позднее ноября 2025 года».
«Так, Вашингтон приступил осенью 2025 года к модернизации заброшенной больше 20 лет назад базы ВМС США “Рузвельт-Роудс” в Пуэрто-Рико. Аналитики считают, что все эти действия указывали на подготовку, которая поможет американским военным проводить операции на территории Венесуэлы», — дополнила она.
Что касается военной базы США в Венесуэле, о которой говорил президент США Дональд Трамп, то, как отметила Полоскова, в случае внесения изменений в Конституцию Венесуэлы, она вполне может появиться.
Кроме того, эксперт затронула тему дальнейших действий США в Венесуэле: «Трамп взял год на демократизацию политической системы в Венесуэле. Назначил своего спецпредставителя. Следующий шаг – подготовка и проведение президентских и парламентских выборов, но с этим Трамп особо спешить не хочет. Поскольку нефтяная инфраструктура страны полностью разрушена, Трамп заявил о намерении ее модернизации. Нефтяная сфера попадет под контроль США. Наркокартели, которые курировал клан Мадуро, уступят место другим наркокартелям. Думать иное, значит, проявлять предельную наивность».
«Китай потеряет свое влияние, и уже сейчас китайские корпорации ищут аффилированные бизнес-структуры, в том числе из США, через которые можно было бы сохранить хотя бы часть активов в Венесуэле. Население будет, в целом, довольно, так как исчезнет дефицит и карточки. Ну а Куба останется без дармовой нефти, что ускорит там венесуэльский сценарий. А следующей станет Гренландия, тем более что ее население не против», — заключила Полоскова.









