17–21 ноября делегация США во главе с заместителем государственного секретаря по политическим вопросам Элисон Хукер находилась с визитом в Армении и Азербайджане. В Ереване состоялись встречи с премьер-министром Николом Пашиняном, министром иностранных дел Араратом Мирзояном и секретарём Совета национальной безопасности Арменом Григоряном, в ходе которых подчёркивалась необходимость перехода к практической реализации американо-армянской повестки стратегического партнёрства. В Баку делегация провела переговоры с министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым и помощником президента Хикметом Гаджиевым, обсуждая перспективы стратегического партнёрства в контексте подготовки соответствующего документа о его формализации, а также вопросы региональной стабильности и проекты международной взаимосвязанности.
Контекст визита во многом был определён серией визитов торгово-экономических миссий США в регион за последние месяцы, которые фокусировались на практических вопросах взаимодействия, в частности в рамках реализации проекта транспортно-логистического коридора TRIPP (Trump Route for International Peace and Prosperity), нацеленного на улучшение связности Южного Кавказа.
Примечательно, что за несколько дней до визита, 14 ноября, на конференции под названием «Перекрёстки мира: развитие региональных коммуникаций и сотрудничества» премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что для проекта Trump Route будет создано совместное армяно-американское предприятие, при этом Армения будет обладать правом решающего голоса по стратегическим вопросам.
«Первое, что мы сделаем для реализации проекта Trump Route и над чем сейчас работаем — это показать, каким образом будет реализован проект. Так сказать, создание письменной базы для его урегулирования», — сказал он.
Пашинян также добавил, что будет создана совместная армяно-американская компания под названием Trump Route (название ещё обсуждается), а руководящим органом её станет Совет директоров, в котором будут представлены представители Армении и США.
«Распределение голосов в Совете директоров будет зависеть от долей сторон, которые сейчас обсуждаются. Однако Армения будет обладать правом решающего голоса по вопросам стратегического значения», — пояснил Пашинян.
Однако наиболее дискуссионным стало заявление Пашиняна о том, что Армения обсуждает с США два возможных сценария аренды «Маршрута Трампа» — на 49 или 99 лет, при этом сроки увязываются с объёмом инвестиций и сроками их окупаемости. Следует учитывать, что достигнутые в Вашингтоне договорённости при участии Дональда Трампа — это уже не трёхстороннее заявление ноября 2020 года. Тогда, как известно, Ереван фактически уклонился от выполнения пункта 9 соглашения, предусматривающего разблокирование транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и его Нахчыванским эксклавом при участии российских пограничных структур. Теперь же попытка изменить уже согласованные условия может оказаться куда сложнее.
По сути, Пашинян пытается переиграть американскую сторону, скрывая это за риторикой о защите национальных интересов. В этих условиях он рискует вступить в прямой конфликт с Вашингтонтом и лично с Трампом, что на фоне предстоящих парламентских выборов в Армении способно иметь серьёзные политические последствия. Вероятнее всего, армянский премьер будет вынужден проявлять максимальную осторожность в публичных формулировках и дальнейших переговорах, чтобы не осложнить и без того с трудом давшийся баланс отношений между Ереваном, Баку и американской стороной.
Неизвестно, насколько именно этот вопрос обсуждался в переговорах Хукер с Пашиняном, однако ясно, что Вашингтон, скорее всего, в жёсткой форме отвергнет эти предложения, если Пашинян всё же озвучит их в форме официального обращения.
В отличие от Армении, в Азербайджане заместителя госсекретаря Хукер, по всей видимости, встретили с большей степенью взаимопонимания. Она анонсировала начало работы рабочей группы по подготовке Хартии о стратегическом партнёрстве между США и Азербайджаном. Возглавить эту рабочую группу должна заместитель государственного секретаря Соната Коултер, что свидетельствует о том исключительном внимании, которое придают сотрудничеству с Баку в Вашингтоне. Этот интерес ещё больше усилится после исторического решения ташкентского саммита консультативных встреч лидеров стран Центральной Азии, в ходе которого Азербайджан стал полноправным участником этого формата.
В итоге визит Хукер несомненно демонстрирует, что американская дипломатия в регионе переходит от деклараций к действенным шагам. Как известно, прежняя администрация такими качествами не обладала и чуть было окончательно не подорвала американские позиции на Южном Кавказе из-за своей откровенно проармянской позиции. Для нынешней же, не сомнительные политические проекты, основанные на еще более спорных идеологемах, а именно транспорт, логистика и инфраструктура становятся основой американо-кавказской повестки. Правда успешность этой стратегии будет во многом зависеть от того, насколько смогут превратить существующие дорожные карты в конкретные проекты и устойчивые механизмы взаимодействия. По крайней мере в Вашингтоне стали понимать, что другого пути нет. А это уже вселяет оптимистические надежды.












