В Пакистане — масштабный террористический акт: смертник подорвал себя у здания окружного суда в Исламабаде. Погибли по меньшей мере 12 человек, 27 получили ранения. Об этом заявил министр внутренних дел страны Мохсин Накви. По словам министра, нападавший привёл в действие взрывчатку рядом с полицейской машиной. «Мы пытаемся установить, кто он и откуда прибыл», — добавил Накви.
Пакистану уже выразили соболезнования власти многих стран; одними из первых это сделали Азербайджан и Турция. Более того, в Азербайджане выразили полную поддержку усилиям Пакистана в борьбе с терроризмом.
Как отмечают эксперты, это первый столь крупный теракт в столице Пакистана за последние годы — тем более в правительственном квартале. Кроме того, днём ранее, 10 ноября, в городе Вана на границе с Афганистаном талибы предприняли попытку захватить заложников в местном военном училище.
Формально ответственность на себя уже взяли талибы, добавив, что будут продолжать террористическую войну, пока в Пакистане, который вообще-то исламская республика, не будет введено исламское законодательство. Министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф уже пообещал, что его страна ответит Кабулу.
При этом в Исламабаде не сомневаются: иностранное участие в нынешней волне террора не ограничивается Афганистаном. Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф прямо обвинил Индию как во взрыве у здания суда, так и в атаке на военное училище, расположенное на пакистано-афганской границе, заявив, что эти два инцидента являются наглядными примерами государственного терроризма Индии. «Мы будем продолжать войну против них (Индии) до тех пор, пока не будет уничтожен терроризм», — подчеркнул премьер-министр Пакистана. Кроме того, по словам Шарифа, «афганские талибы действовали как посредники Индии».
В Нью-Дели, конечно, всё отрицают. Официальный представитель правительства Индии Шри Рандхир Джайсвал сказал, что страна «безоговорочно отвергает беспочвенные и необоснованные обвинения» со стороны Пакистана, назвав это «предсказуемой тактикой Пакистана по созданию ложных нарративов против Индии».
Только вот в чём дело. Совсем недавно, если кто забыл, нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди устроил конфликт с Пакистаном. Напряжённость между двумя странами существует не один десяток лет. Но на сей раз пусковым крючком послужило перекрытие индийскими властями одной из крупнейших местных рек — Инда, которая берёт начало в Индии, но затем уходит в Пакистан. Дело дошло до полномасштабного приграничного конфликта. Слишком многое указывало на то, что в Нью-Дели изначально сделали ставку на «маленькую победоносную войну». Но в результате получили обидный и болезненный военный разгром. Конфликт тогда удалось остановить Дональду Трампу. Однако каждый такой конфликт, даже остановленный, без больших территориальных перемен оставляет после себя определённые изменения в геополитическом раскладе, и на сей раз эти изменения оказались не в пользу Индии. Теперь в Нью-Дели не столько хотят взять публичный реванш, сколько заново сместить равновесие в свою пользу. И кому-то, похоже, пришла в голову «гениальная» мысль сделать это руками талибов.
А теперь — немного политического закулисья. Да, нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди — воинствующий исламофоб. Его партия в своё время наживала политический капитал на провокациях против индийских мусульман. Казалось бы, представить себе в роли его союзников афганских талибов — что-то из области фантастики. Но когда речь идёт о политических интересах, очень часто идеология уступает место циничному прагматизму. Что мы и видим сегодня.
Недавний конфликт Афганистана и Пакистана тоже даёт здесь изрядную пищу для размышлений. Талибы только недавно пришли к власти, и бросать вызов стране с такой мощной армией, как Пакистан, — явно не благоразумно… если, конечно, им никто не пообещал внешнюю поддержку. Точно так же боевики «Талибана» устраивали теракты в приграничных с Афганистаном пакистанских городах. Но эта активность в последнее время пошла на убыль. А чтобы устроить взрыв в столице страны, где уже другой уровень мер безопасности, — здесь не обойтись без помощи профессиональных спецслужб, которых у талибов пока что нет. А у Индии есть, и против Пакистана они работают не один десяток лет.
Если сегодня грязную работу для них выполняют талибы, а ещё недавно в этой роли выступали, к примеру, агенты спецслужб Бангладеш, — здесь удивительного мало. Политический цинизм у персон типа Нарендры Моди поистине безграничен. У режимов вроде «Талибан» — тем более. И риторика насчёт «исламской опасности» с одной стороны и «исламской солидарности» — с другой, здесь мало что меняет. Достаточно вспомнить уровень сотрудничества Ирана и Армении во время карабахской войны. Теперь, похоже, те же сценарии повторяют Нью-Дели и Кабул. Только вот Кабулу эта игра обойдётся куда дороже, чем властям Индии.










