Между Москвой и Ереваном — «вялотекущая железнодорожная перепалка». Началась она вроде бы спокойно и мирно. Ещё в декабре 2025 г. премьер-министр Армении Никол Пашинян озвучил вполне «рабочую» просьбу к России: восстановить железнодорожные пути, которые ведут к границам Армении с Азербайджаном и Турцией. К этому моменту Азербайджан уже снял ограничения на транзит грузов для Армении по своей территории. Однако транзит идёт по территории Грузии, где есть свои транспортные и таможенные «накрутки», а Армении хотелось бы включить транзит напрямую. Ответа не последовало. Повторно свою просьбу Пашинян озвучил уже в январе нынешнего года. Но, судя по всему, ответа опять не получил.
И вот тут события принимают уже другой оборот. Около недели назад Никол Пашинян предложил России продать концессионное управление железными дорогами дружественной Еревану и Москве стране. И добавил: есть, дескать, силы, которые в контексте проекта TRIPP предлагают использовать маршруты, обходящие Армению (вместо Мегри — Нахчыван — Ерасх — Гюмри — Турция использовать Мегри — Нахчыван — Турция).
Начистоту говоря, когда ещё никакого проекта TRIPP не существовало, а открытие транзита между основной территорией Азербайджана и НАР было частью принятого в ночь на 10 ноября 2020 г. Трёхстороннего заявления, в Ереване открывать оговорённый транзит не спешили и предлагали «альтернативные дороги» по своей территории — без предусмотренных соглашением мер безопасности. Эти дороги регулярно закрывались по метеоусловиям. Проще говоря, Армения хотела бы получить транзит по своей территории, но взятые на себя обязательства не выполнять. Теперь та же игра идёт уже на железной дороге. В Ереване почувствовали, что с учётом подготовленной Азербайджаном инфраструктуры именно на TRIPP придётся основной транзит между Турцией, с одной стороны, и Азербайджаном и государствами Центральной Азии, а возможно, и Китаем — с другой. Выиграть железнодорожную гонку попытались при помощи России, но не получилось. Но зато, как только в Ереване озвучили предложение продать концессию на управление железными дорогами, окрик из Москвы последовал тут же.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала заявление Пашиняна «странным» и «малодопустимым». По её словам, армянская железнодорожная сеть находится в управлении ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» уже более 20 лет. «На протяжении этого периода она не только стабильно выполняет все условия концессионного соглашения, но и (наверное, в Ереване забыли об этом) вкладывает значительные средства, инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав, которые (надо уточнить у самой компании), насколько я понимаю, ещё не окупились. Обеспечивает большое количество рабочих мест, что тоже стоит учитывать тем, кто на эту тему в Армении хочет высказаться. Российский оператор — это та структура, которая не лишает республику конкурентных преимуществ, а создаёт их», — возмущаются на Смоленской площади.
И вот теперь в дискуссию включился секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу. Как уже сообщал Minval Politika, Шойгу в интервью ТАСС открыто пригрозил Армении: «Выстроенная в течение почти двух десятков лет система может просто-напросто в одночасье сломаться. Ответственность за это никакие “дружественные страны”, естественно, нести не будут. Надеюсь, что при принятии ответственных решений руководство Армении будет исходить исключительно из интересов своих граждан».
А вот тут нужно пояснение. В советские годы Армения обладала лучшей логистикой в регионе, но сегодня в результате агрессивной политики Еревана и закрытых границ с Азербайджаном и Турцией армянские железные дороги, по сути, убыточны. Свою роль играет и российская оккупация грузинской Абхазии, из-за которой остаётся закрытым и железнодорожный путь в Россию. При этом сама Грузия использует территорию Азербайджана, а для Армении такая возможность открылась только в последние месяцы. Поддерживать собственные железные дороги при таком раскладе в рабочем состоянии у Еревана банально нет средств. Более того, подписывая более 20 лет назад соглашение о передаче железных дорог в концессионное управление, в Ереване как раз и рассчитывали, что Россия своим политическим весом продавит открытие железнодорожного транзита. Но не вышло. А теперь на повестке дня уже другие вопросы.
По сути дела, Сергей Шойгу впервые озвучил возможность «инфраструктурного давления» России на Армению. В Москве ничего не стоит действительно «обрушить» железнодорожную сферу в этой стране, и ответных рычагов у Еревана немного. Более того, таким образом Москва грозит обнулить предвыборные достижения Пашиняна — тот самый транзит по территории Азербайджана, который осуществляется по железной дороге. До азербайджанских железных дорог Москва «дотянуться» не может, но если при этом армянские окажутся в нерабочем состоянии, положение Пашиняна становится весьма шатким. Наконец, не секрет, что железные дороги — это не единственная инфраструктурная сфера в Армении, которая находится под фактическим контролем России. И в случае «инфраструктурного давления» у Москвы рычагов предостаточно. Так что перед выборами ещё могут последовать весьма неприятные для Пашиняна сюрпризы.









