12 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте заявил, что непосредственное строительство участка транспортно-энергетического коридора «Маршрут Трампа» (TRIPP) на территории Сюникской области начнется во второй половине 2026 года. Конкретизируя свои слова, он подчеркнул, что до конца 2025 года будет составлен детальный план реализации проекта и описаны все технические и организационные параметры, которые утвердят в первой половине 2026 года, после чего начнется фактическое строительство. Железнодорожная линия, по словам премьера, пройдет по маршруту, существовавшему еще в советское время. Такая длительная подготовка, как отметил Пашинян, объясняется тем, что «команда президента США Дональда Трампа перегружена другими инфраструктурными и политическими проектами на Ближнем Востоке». Однако армянская сторона, по его словам, намерена добиваться строгого соблюдения установленных сроков, чтобы «не допустить срыва договоренностей, достигнутых в августе».
При этом нельзя исключать, что нынешняя правящая команда в Армении намеренно тянет с реализацией практических работ, стремясь подстраховаться на случай возможных неудач на предстоящих парламентских выборах, назначенных на июнь. Пашинян, по сути, подчеркивает роль администрации Трампа не только как гаранта самого проекта, но и в определенной степени как гаранта собственной политической выживаемости.
Не лишним было бы напомнить, что эти шаги совпали с очередной волной напряженности в армяно-российских отношениях, выразившейся в заочной полемике между спикером парламента Аленом Симоняном и официальным представителем российского МИД Марией Захаровой. Симонян, выступая в парламенте и на своем телеграм-канале, заявил, что Россия ведет против Армении «гибридную войну», используя медийное влияние и косвенные каналы давления. В ответ Захарова резко отвергла эти обвинения, подчеркнув, что подобные заявления не способствуют развитию отношений между странами. Она заявила, что «Россия не ведет гибридной войны» и напомнила о регулярных контактах и двусторонних форматах сотрудничества, которые, по ее мнению, прямо противоречат утверждениям об антагонизме Москвы и Еревана.
Косвенно затрагивая и экономическую составляющую отношений, Захарова отметила, что поставки российского зерна в Армению, включая транзит через территорию Азербайджана, являются «заслугой России», подчеркнув, что 90 % импорта зерна в Армению приходится на РФ. Тем самым российская сторона напомнила о степени зависимости Еревана от Москвы. В том же духе выступила и Служба внешней разведки России, язвительно напомнив армянскому руководству, которое, по ее сведениям, ведет переговоры с Украиной о возможных закупках пшеницы, что отказ от российского зерна может лишить Армению не только стабильных поставок, но и выгодных цен. Пашинян, в свою очередь, поспешил заверить, что у Еревана «и в мыслях не было» заменять российскую пшеницу украинской.
Очевидно, что очередная размолвка с Москвой происходит на фоне реализации принципиальных договоренностей с Вашингтоном, что в Ереване не без удовлетворения представляют как практическое воплощение политики «разворота на Запад» или как минимум многовекторности.
В этой политической мозаике, тесно переплетенной с вопросами транспортной и энергетической интеграции, появилось и новое звено — срыв поездки сына президента США Дональда Трампа, который должен был прибыть в Ереван 12 ноября. По сообщениям армянских СМИ, отмена визита связана с интервью генерального директора «Ташир Капитал» Нарека Карапетяна, племянника арестованного российского бизнесмена Самвела Карапетяна, журналисту Такеру Карлсону. В этом интервью звучала резкая критика правительства Пашиняна, обвинения в «гонениях на церковь» и подрыве христианских ценностей, что вызвало широкий резонанс в американских консервативных кругах. Насколько именно это стало причиной срыва визита, остается предметом предположений, однако очевидно, что медийная история оказалась крайне невыгодной для ереванской власти на фоне попыток укрепить связи с Вашингтоном.
Тем временем, развивая транспортную тему, Пашинян в том же парламентском выступлении впервые публично заявил, что наряду с железнодорожной магистралью по территории Армении, чуть севернее Мегринского участка пройдет и газопровод. Несколько лет назад, когда о такой возможности говорил президент Азербайджана Ильхам Алиев, в Армении это вызывало открытое раздражение и обвинения в «угрозе суверенитету». Теперь же сам Пашинян говорит о необходимости создания единой системы коммуникаций, которая объединит транспортные, энергетические и информационные магистрали, фактически формируя новый формат региональной интеграции.
Параллельно с этим вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил, что в ближайшее время на пограничных участках, где пройдет маршрут TRIPP, начнутся работы по делимитации и демаркации. Он напомнил, что 5 сентября делегации под его и вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева руководством посетили приграничные районы, где, как предполагается, пройдет будущий коридор, что стало одним из первых практических шагов по реализации достигнутых в Вашингтоне договоренностей.
Тем временем, пока в Азербайджане завершаются финальные работы по строительству железнодорожного участка Горадиз–Агбенд–граница Армении, в самой Армении все еще продолжаются согласования, которые все больше переплетаются с внутренними политическими интригами, внешними расчетами и поисками новой точки равновесия между Москвой и Вашингтоном. Правда, насколько все это служит целям разблокирования коммуникаций, о которых так любят повторять в Ереване не совсем понятно.












