Перед закрывающейся дверью общества

Перед закрывающейся дверью общества

Перед закрывающейся дверью общества

«Мансур натягивает пиджак на себя. В этот момент раздаются крики женщины за зеленой дверью. Громкие, тоскливые, отчаянные, они просят о помощи. Они настолько неожиданны, что даже жители двора, привыкшие уже к ним, остолбенели. Впрочем, такое впечатление скорее вызвано поведением Мансура, который после первого же крика пошел к зеленой двери. Он лишь на мгновение замер в состоянии прерванного движения, с наполовину надетым пиджаком, а потом двинулся к ней, не очень быстро, но как-то неотвратимо, и ясно было, глядя на него, что никто не может его остановить. Жители двора наблюдают за ним, не делая даже попытки помешать. Только Фарид, когда Мансур, натолкнувшись на дверь, дернул ее изо всех сил, крикнул: «Не надо, Мансур!» Но было уже поздно. Зеленая дверь поддалась, и Мансур исчез за ней… Еще несколько мгновений слышатся женские крики, потом они смолкают, и вдруг раздается громкий крик мужчины. И тогда все жители двора одновременно бросаются к зеленой двери, толпясь и мешая друг другу, и исчезают за ней один за другим. Слышны их удивленные возгласы».

(отрывок из пьесы «Женщина за зеленой дверью» Рустама Ибрагимбекова)

***

В жизни бывают ситуации, в которых ты понимаешь, скорее осознаешь, что хорошо и что плохо. В наши детские и юношеские годы наставниками этих ситуаций выступали в первую очередь дорогие родители, ну и, конечно же, наши любимые учителя. Учителя, начиная с детского садика, а потом уж и со школьной парты, кроме всего учебного, считали своим долгом учить именно этим жизненным ситуациям – как правильно в них поступать. Но, безусловно, в этом деле  к ним на помощь в первую очередь приходили книги, ну и естественно мультфильмы, сказки, а позже и кинофильмы. Сначала детские, ну а потом и взрослые. Видимо, это и отличало детей и юношей нашего поколения. Мы росли по этим понятиям.

Слава Аллаху, в век интернета, очень быстро можно удовлетворить эти своего рода ностальгические, порой экзистенционального характера потребности и чувства.

Не знаю с чем это связано, но за последние несколько лет с большой ностальгией вспоминаю прочтение «Сиявуша нашего времени» в одном из изданий Академии Наук Советского Азербайджана. Возможно, для детей, воспитанных на героях «Последнего из могикан» расулзадеевский Сиявуш ассоциировался с куперовским Ункасом.

Или же взять дорогую «Молодежку». Нашу родную «Молодежь Азербайджана» во главе с легендарным Наджафом Наджафовом. Ее чтение было не просто чтением, а актом проявления гражданской позиции, сопричастностью к чему-то большому и важному. Читали ее наряду с «Комсомолькой» и «АиФ» – буревестниками грядущих перемен. А раньше читали «Юный техник», «Квант» – все остальное в основном было заидеологизировано и нечитабельно.

Отдельная тема – просмотр фильмов как советского, так и зарубежного производства. В условиях «железного занавеса» мы учились читать и смотреть между строк, и фильмы, в которых это междустрочие было больше, ценились особенно.

В этом плане фильмы, заставляющие думать, имели колоссальное значение. Здесь и Тарковский, и Климов, и Кончаловский и другие. И были отечественные фильмы, которые своей «изюминкой» могли составить серьезную конкуренцию как союзным, так и мировым картинам. В этом ряду особняком стоит фильм «Перед закрытой дверью» (фильм, снятый по мотивам пьесы «Женщина за зеленой дверью»). Нельзя было оставаться равнодушным, читая эту повесть. Или же смотря «В одном южном городе». Ситуация воспитания. Ситуация осмысления. Поколению, воспитанному на «Пятнадцатилетнем капитане», «Капитане Сорви-голова», а также на Достоевском, Толстом, Чехове, эти духовные уроки были особой школой.

А кроме того, мы были избалованы тем, что имели чемпиона мира по шахматам из своей страны. Затем имели союзного чемпиона по «Что? Где? Когда?» из своей страны. Имели чемпиона капитанов ныне покойного Анара Мамедханова…

***

«Мансур (Фариде). Отойдем-ка в сторону, не будем мешать веселью нормальных людей!»

«Дашдамиров (горестно вздохнув). Кто бы мог подумать, что я возвращению единственного сына рад не буду…»

«Рена. Им придется влезть в долги. А главное – это никому не нужно, ни им, ни нам.

Фарид (шутливо, с пафосом). Это нужно обществу!»

«3еинаб. Заткнись. (Шаргие.) Ты пока поставь мясо на огонь. Из барана шашлык сделаем. (Рене.) Хотела бы я, чтобы Габиб Дашдамиров, – это у нас сосед такой есть, на втором этаже, – тебя увидел, понял бы, из какой семьи Фарид невесту взял, с каким уважаемым домом породнился. Чтобы поменьше воображал. Жаль, жена его богу душу отдала, а то бы лопнул от зависти. Всю жизнь строили из себя больших людей, а у самих сын по тюрьмам скитается».

(отрывки из пьесы «ЖЕНЩИНА ЗА ЗЕЛЕНОЙ ДВЕРЬЮ» Рустама Ибрагимбекова)

 

Как высмеивается ханжество, лицемерие, потребительство! Как искусно подана глубокая мысль в простейших предложениях! Это – удел подлинных мастеров пера, живописцев прозы. И как все это созвучно с нашим днем, с нашей бытностью…

И сколь это актуально, как это архиважно в ситуации, когда не только кинематограф, культура стучится в закрытую уже дверь, но и все общество равнодушно взирает на закрывающуюся дверь…

***

Спасибо всем учителям. И Вам в особенности, мой великий соотечественник, дорогой Рустам Ибрагимбеков!

Гаджи Ильгар Ибрагимоглу

нимдаш

Теги: