В последние дни в экспертных и экономических кругах активно обсуждается сообщение агентства Bloomberg о том, что китайские нефтеперерабатывающие компании начали отказываться от закупок российской нефти. Этот шаг, по мнению наблюдателей, может стать одним из наиболее ощутимых последствий последних санкций, введённых администрацией Дональда Трампа.
Звучат ключевые вопросы: какое влияние на мировые цены на нефть может оказать сокращение закупок российской нефти со стороны Китая? Готовы ли экономики Индии и Китая отказаться от выгодных по цене поставок российских энергоресурсов и перейти на более дорогие ближневосточные сорта? Насколько критична зависимость России от китайского рынка в условиях санкционного давления и ограничений экспорта в Европу? Будут ли российские компании вынуждены предоставлять дополнительные скидки для сохранения контрактов, и как это скажется на рентабельности добычи? И, наконец, можно ли ожидать завершения конфликта?
На эти и другие вопросы в комментарии для Minval Politika ответил известный российский экономист Владислав Иноземцев.
Он считает, что сейчас преждевременно драматизировать ситуацию и делать окончательные выводы. По его словам, «эффект санкций будет понятен позже: сначала санкции в отношении “Лукойла” и “Роснефти” должны вступить в силу, что случится в конце ноября, после этого можно будет подвести первые итоги». Он обращает внимание и на то, как контрагенты отреагируют и какие способы обхода найдут.
Экономист напоминает пример конца 2023 года: тогда, по его словам, Джо Байден напугал китайские банки перспективой отлучения от долларовых операций, если они будут способствовать торговле с Россией.
«Все испугались, торговля в марте упала на треть, затем нашли варианты обхода, а сами санкции в конечном счёте не были введены, и в 2024 году товарооборот вернулся к рекордным уровням», — пояснил Иноземцев.
Исходя из этого, он делает вывод: «До Нового года все прогнозы — это гадание на кофейной гуще».
По его наблюдению, российские компании уже начали предоставлять скидки и, вероятно, будут продолжать это делать, но себестоимость добычи на большинстве месторождений составляет около 15 долларов за баррель, поэтому у них есть возможности для манёвра.
«Мне кажется, что общее падение цен на нефть бьёт по российской экономике более болезненно, чем сами санкции», — отмечает эксперт.
Он прогнозирует, что Китай и Индия частично переключатся на поставки из других источников, что, по его словам, «безусловно скажется на рынке», но скорее в контексте стабилизации цен, а не их роста.
«Сейчас добыча достаточная», — добавляет он и замечает: «Если же (в чём нет уверенности) произойдёт смена режима в Венесуэле и Мадуро будет отстранён, это откроет дорожку к росту цен — до порядка 45 долларов за баррель в горизонте пары лет».
В целом эксперт заключает: «Поэтому я бы пока точно не ждал серьёзного роста цен».
Что касается возможности принудить президента России к переговорам и миру исключительно санкциями, он отвечает однозначно: «Нельзя на это рассчитывать. Санкциями добиться прямого завершения войны маловероятно — решение о мире зависит от внутренней политической динамики и других факторов, а не только от внешнего давления. Путин вряд ли сам инициирует завершение войны — её окончание во многом зависит от смены руководства в стране», — резюмировал Владислав Иноземцев.











