Интервью Minval.az с директором информационного агентства «Туран» Мехманом Алиевым.
ВИДЕО:
Цитаты из интервью:
-
Я бы не назвал российско-азербайджанские отношения тесными, потому что основу (двухсторонних) отношений обычно составляет экономика. Статистика же первых пяти месяцев текущего года показывает, что импорт наших товаров в Россию сократился на 44% по сравнению с прошлым годом, а экспорт из России – на 17%.
-
Назначение Рогозина сопредседателем межправительственной комиссии с Азербайджаном говорит о том, что русские, скорее всего, попытаются сплавить нам очередную партию вооружения, или же модернизировать наше вооружение. Это стоит дорого, и это в какой-то степени будет обеспечивать заказ для российской оборонной промышленности.
-
Мы, покупая российское вооружение и другие товары, платим дань им, чтобы нас они не трогали.
-
Дело в том, что президент Алиев максимально пытается защитить внутренний рынок от любых внешних влияний. Мы не видим здесь разветвленную сеть каких-то иностранных банков. Ведущие мировые банки в Азербайджане не работают. Есть только несколько российских банков.
-
Он пытается сделать все, чтобы все рынки в стране контролировались максимально нашей элитой, следовательно, тогда будет меньше влияния. Он смотрит в будущее. Это максимальный контроль над ситуацией в стране в будущем, экономический контроль. Возможно, тогда сменится власть, но контроль над ситуацией останется.
-
Есть целый ряд факторов, говорящих нам, что долго лавировать он не сможет.
-
Как только завершится определенный процесс стабилизации вокруг Украины, начнется развитие этой страны, тогда внимание к нам опять возрастет и со стороны ЕС, и со стороны России. Кроме того, в ближайшие два-три года Азербайджан должен будет определиться с вступлением в ВТО.
-
В ближайшие 8-9 лет добыча нефти сократится в 2 с лишнем раза по отношению к 2010 году, когда был достигнут пик в добыче нефти. Думаю, к 2020 году поставки энергоресурсов в международные рынки возрастут значительно на 40 %. При таком раскладе цены на нефть стремительно пойдут вниз. С одной стороны, будет избыток ресурсов, с другой – производители товаров заинтересованы в том, чтобы энергоемкость продукции была низкой. Мы потеряем в добыче и в цене. А чем это заменить? Не нефтяным сектором. А развивать этот сектор в условиях монополии, практически невозможно. Для этого нужна очень свободная экономика.
-
Власти всем говорят, что они являются их стратегическими партнерами. Они настолько часто употребляют слово «стратегический», что оно стало обычным. В реальности же, стратегического партнерства с какой-либо страной, которое выделялось бы, мы не видим. Придумывают такие названия.
-
У Ирана, как говорится, своя кухня с США и Западом, и к ней мы отношения не имеем. Но улучшение отношений между Ираном и Западом положительно будет влиять и на Азербайджан.
-
Мы не можем составить конкуренцию Ирану по объемам энергоресурсов: мы разных весовых категорий, у нас свой маленький рынок и внутри, и за рубежом, который мы обеспечиваем. Мы не можем занять место Ирана, России, но можем играть вспомогательную роль.

-
Есть определенный объем энергоресурсов, который нужен на сегодняшний день. Мировые запасы намного превышают эти объемы, но если на рынок выбросить большое количество энергоресурсов, (в них нет необходимости пока) то это приведет к очень серьезному снижению цен. А снижение цен на рынке ударит по интересам нефтяных компаний, которые занимаются транспортировкой и реализацией этой продукции.
-
Если бы у нас не было денег, как у Армении, может быть, нас бы пригласили в Евразийский экономический союз, или же мы сами побежали бы в его ряды.
-
В силу того, что в ближайшей перспективе руководить процессами в Минской группе ОБСЕ Франция, а Франсуа Олланд больше всего будет выступать в качестве посредника (сменит Медведева, Путина), формат тройки будет перемещен в сторону Франции. Такая расстановка происходит периодически, идет ротация.
-
Каждая из сторон конфликта заинтересована в том, чтобы не допустить какого-то прогресса в переговорном процессе.
-
Янукович не кидал никого. Он тоже исходил из своих интересов, плюс на него сильно давила Россия. Украина была более зависима от России, чем Азербайджан. Она была не самодостаточной страной.
-
Допустим, Янукович подписал бы соглашение об Ассоциации. Что было бы дальше? Произошел бы такой же сценарий: поднялся бы юго-восток Украины, Крым. Они были готовы к этому. Просто все произошло бы наверняка без Майдана.
-
Украинцы переживают период, который мы пережили в начале 90-ых годов. В начале 90-ых годов мы разорвали все отношения с Россией. Перестроили свою экономику. Стали другой страной, но Украина сегодня — мощнейшая кооперация с российскими предприятиями. Менять это постепенно невозможно, им нужна новая экономика.
Беседовал – Эмиль Мустафаев, фото и видео – Илькин Зеферли









