Беларусь совершает неожиданный политический манёвр. Президент страны Александр Лукашенко пошёл на сделку с США. Он своим указом помиловал и освободил 123 человека, считавшихся политическими заключёнными. Среди них — лидер белорусской оппозиции Мария Колесникова, бывший кандидат в президенты Виктор Бабарико, а также лауреат Нобелевской премии мира 2022 года Алесь Беляцкий и другие знаковые для белорусской оппозиционной общественности и Запада фигуры. В ответ США снимают санкции с белорусской калийной отрасли.
Здесь необходимо пояснение. Экспорт калия — важная часть экономики Беларуси, и введённые против местной калийной отрасли в 2021 году санкции были для Минска тяжёлым ударом. Шахты по добыче сырья и заводы по производству удобрений, конечно, не остановились, но экспорт пришлось перенаправлять исключительно в Россию со всеми вытекающими.
Однако куда важнее не экономическая, а политическая составляющая. Беларусь из всех стран бывшего СССР установила с Россией, пожалуй, наиболее близкие отношения. Эта страна входит в ОДКБ и даже создаёт с РФ союзное государство. В Москве называют Беларусь «единственным союзником на западном направлении», что, в общем-то, соответствует действительности. Но теперь Минск явно стремится навести мосты со странами Запада.
Строго говоря, введённые против Беларуси санкции не исчерпываются запретом на экспорт калийных удобрений. Рестриктивные меры ввели и страны Евросоюза, и они затрагивают множество отраслей — от невыдачи шенгенских виз белорусским чиновникам до ограничений для авиакомпании «Белавиа». Последуют ли в Европе примеру США — вопрос как бы открытый, но санкции вводили в основном в ответ на аресты тех персон, которых сейчас Минск освободил из тюрьмы. Наконец, при всех разногласиях между Вашингтоном и европейскими столицами проигнорировать последние шаги США и, главное, самой Беларуси в Европе, скорее всего, вряд ли захотят.
Здесь нужна небольшая ретроспектива. Беларусь уже не в первый раз пытается навести мосты со странами Запада. В «десятые» годы нынешнего века Минск пошёл даже на беспрецедентный шаг — Беларусь настаивала на увеличении числа западных наблюдателей на совместных с РФ военных учениях и даже проводила собственные военные учения совместно со странами НАТО. Несмотря на санкции, активно развивалось сотрудничество и в других сферах.
Однако после президентских выборов 2020 г. в Беларуси все эти многообещающие начинания просто рухнули. Лукашенко на выборах одержал убедительную победу, однако оппозиция обвинила власти в фальсификации результатов голосования. Более того, оппозиционных кандидатов в президенты арестовали ещё до голосования. Дальнейшие события тоже известны. Минск и другие крупные города Беларуси охватили митинги протеста. Однако лидеры белорусской оппозиции на пике этих митингов так и не сделали следующего шага и не предложили ничего, кроме маршей по улицам с шарфиками и воздушными шариками. В какой-то момент протесты начали выдыхаться сами по себе, и тогда власти включили репрессивные механизмы, после чего и последовали санкции, а руководители Беларуси стали для Запада «нерукопожатными».
В тех событиях, начистоту говоря, хватает странностей. Во главе оппозиции оказались фигуры с тесными связями с Москвой. Бабарико руководил в Беларуси местным отделением «Газпромбанка», ранее освобождённый Сергей Тихановский был внесён в «чёрный список» украинского сайта «Миротворец» за поддержку российской аннексии Крыма. Внезапно у этой самой оппозиции оказались солидные финансовые ресурсы.
Наконец, требует объяснения и странная нерешительность оппозиционных лидеров, которые на пике протестов просто упустили шанс. Какую роль сыграли советы из России в том, что в Беларуси выбрали жёсткий сценарий по давлению этих протестов, — тоже вопрос, который стоило бы озвучить. Так или иначе, всё напоминало хитрую и циничную многоходовку, после которой отношения Беларуси с Западом рухнули, и у Минска не осталось выбора, кроме как падать в объятия Москвы, о чём уже рассказывал Minval Politika по горячим следам событий.
Но, судя по всему, в статусе союзника России Беларусь чувствует себя не очень уютно, особенно с началом украинской войны. Да, Россия использовала территорию и воздушное пространство Беларуси, но белорусских солдат на украинском фронте так и не появилось. «Пушечное мясо» Кремлю приходится тащить аж из Северной Кореи. А как показывают последние новости, от стремления диверсифицировать свою внешнюю политику в Минске не отказались.
Конечно, ещё слишком рано строить прогнозы, потеряет ли Кремль своего «единственного союзника на западном направлении». Но в том, что власти Беларуси вновь намерены наводить мосты с Западом и отказываться от ориентации исключительно на Россию, сомнений тоже нет. И вряд ли этот процесс ограничится только калийными удобрениями.











