Инициированный Урсулой фон дер Ляйен «новый механизм» ЕС для противодействия дезинформации иностранных государств больше смахивает на создание очередного брюссельского инструмента давления и манипуляций суверенными странами Европы, чем на платформу «устойчивости демократии». Похоже на то, что Еврокомиссии не дают покоя лавры Советского Союза в тотальном накидывании «платка на каждый роток», и она поставила целью «догнать и перегнать СССР». Но вот беда — «зловредная Америка» мешает ей оторваться по полной. К чему, в итоге, приведет «соцсоревнование» с «призраком коммунизма» по затягиванию удавки на европейских и иных инакомыслящих?
Во времена ныне почившего в бозе Советского Союза наиболее рисковые распевали веселенькую частушку такого содержания: /У моего миленка в попе/Обломилась клизма/Призрак бродит по Европе/Призрак коммунизма/. Вторая часть из этой строфы народного творчества стала провидческой: по Европе действительно бродит «призрак коммунизма», и местами он даже приобрел «физическое» наполнение.
В частности, Европейская комиссия под председательством Урсулы фон дер Ляйен представила обновленный план по защите Евросоюза и стран-кандидатов в члены ЕС от иностранного вмешательства, дезинформации и политических манипуляций — он окрещен «Щитом демократии». В документе подчеркивается, что Россия является основной прямой угрозой как для Европейского союза, так и для стран, стремящихся в него вступить.
И хоть в нем сказано об «иностранном влиянии» вообще, акцент сделан, в отличие от прошлого года, когда в соответствующих опасениях фигурировал Китай, только на России. По-видимому, официально письменно «склонять» Пекин и Вашингтон сейчас в Брюсселе не посмели.
В «щите» говорится, что помимо жестокой агрессивной войны против Украины, Россия также «усиливает гибридные атаки, ведя борьбу за влияние в Европе», глубоко проникая в структуру ее обществ, распространяя ложные нарративы, включающие манипуляции общественным мнением и фальсификацию исторических фактов. Для чего это делается? А для того, поясняют в Брюсселе, чтобы «подорвать доверие к демократическим системам».
Абстрагируясь от России, вопрос — «А судьи кто?» — напрашивается. Ответ на него, помнится, был дан на Мюнхенской конференции по безопасности вице-президентом США Джей Ди Вэнсом (февраль текущего года), заявившим, что опасность для ЕС исходит не от Пекина или Москвы, а изнутри – в виде цензуры, подавления инакомыслия и свободного выражения мнений в Европейском союзе.
Слова Вэнса прозвучали вскоре после того, как Конституционный суд Румынии аннулировал результаты первого тура президентских выборов в стране по простой причине – победившим оказался несозвучный Брюсселю «националист» Кэлин Джорджеску. Суд счел, что такого быть не может, потому как не может быть никогда, и все дело в том, что Кремль провел онлайн-кампанию в поддержку Джорджеску.
Что конкретно заложено в «Щите (или «мече»?) демократии». Его «гвоздем» является создание Европейского центра демократической устойчивости. Ему вменено в обязанность объединить существующие сети и структуры (акцент, в том числе, на социальных сетях), занимающиеся предотвращением, обнаружением, анализом и реагированием на угрозы в информационном пространстве; разработать совместные подходы, практики и методологии; обмен соответствующими данными и аналитикой. То есть, речь идет о модернизации имеющейся системы «быстрого оповещения», которая так и не сумела заработать, и теперь ЕК пытается привлечь к ней страны – кандидаты в члены Евросоюза.
Далее. ЕК желает внедрения «цифрового кошелька» ЕС для граждан и резидентов государств союза, создания европейской сети фактчекеров и «добровольной сети влиятельных лиц» для повышения осведомленности о соответствующих правилах ЕС и содействия обмену передовым опытом; усиления миссий Евросоюза по наблюдению за выборами за пределами блока. Цель, можно сказать, «благородная» — «помочь национальным властям на протяжении всего избирательного цикла» (даже когда они этого не просят, а то и вовсе отвергают?)
Такая «помощь», напомним, была оказана (из стран «ближнего круга») как минимум Украине, Грузии, Армении, Молдове, Румынии. Цель ее состоит в том, чтобы выборы в этих и других странах «выиграли» политические силы, созвучные с Брюсселем и беспрекословно ему подчиняющиеся.
В этой связи характерна история с лидером французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен, которую суд Парижа, при больших стараниях Брюсселя, приговорил в этом году к нескольким годам лишения свободы по делу о «растрате средств из бюджета Европейского парламента» и запрету, в течение пяти лет, участвовать в политической жизни страны (выборах разного уровня).
Таким образом, ультраправый политик (читай – революционный возмутитель спокойствия Брюсселя), имеющий высокий электоральный рейтинг, не сможет участвовать в президентских выборах во Франции в 2027 году: Ле Пен имеет практически беспроигрышные шансы на победу, по меньшей мере, в первом туре. Вот ее и «закатали».
Еще один «ход щита» — увеличение финансирования Европейской обсерватории цифровых медиа для проведения дополнительных работ, связанных с выборами как в ЕС, так и в странах-партнерах; финансовая поддержка «независимых СМИ и журналистики» в соседних с ЕС странах, включая Беларусь и Россию.
Но, учитывая то, что на дворе – 2025 год, ЕК придется «деликатничать», точнее, учесть, что ее указивки нынешней администрации США зачастую расцениваются как замаскированная цензура (впрочем, куда уж откровеннее). И в сторону США Брюсселю пришлось сделать реверанс – дескать, участие государств ЕС в «щите» — добровольное. Хорошо, однако известно, что Брюссель старается затянуть удавку на властях тех стран, которые смеют иметь «особое мнение» касательно дел европейских, национальных, иных, и защищают его «несмотря на» (лучший пример – Венгрия).
То есть тема национального суверенитета государств ЕС становится еще более чувствительной, и, думается, далеко не все страны, в него входящие, клюнут на брюссельский «щит». Причем, сделают они это достаточно уверенно (пусть и не безнаказанно), поскольку США неоднократно пеняли Брюсселю за его вмешательство во внутренние дела государств – членов и не членов ЕС, критиковали европейское регулирование цифровой сферы как попытку давления на американские IT-компании.
В Брюсселе настаивают на том, что «Щит демократии» не ограничивает свободу слова, а направлен исключительно на защиту демократических институтов, хотя соответствующих свобод в Европе почти не осталось, то есть союз, пропагандировавший демократические ценности, сам и спустил их на «нет»: остались в прошлом.
Для полноты картины стоит привести информацию британской Financial Times, в соответствии с которой Еврокомиссия под руководством ее председателя Урсулы фон дер Ляйен приступила к созданию нового разведывательного органа, который будет нанимать сотрудников из всех разведывательных служб ЕС, собирать разведданные «для общих целей» и тесно сотрудничать с соответствующими службами Европейской службы внешних действий (EEAS) «в попытке улучшить использование информации, собираемой национальными спецслужбами». Не наводит ли это на грустные эпизоды не столь отдаленного, по историческим меркам, прошлого, – к примеру, в Германии и СССР?
Другое британское издание — The Guardian, заостряет внимание на создании упомянутого выше Центра устойчивости демократии — ключевого элемента «щита», не имеющего отношения к демократии, поскольку любой, не согласный с «линией партии», сразу же может быть обвинен в преступлениях против ЕС и работе на «врагов Европы».
Издание резюмирует: «Мы имеем дело с национал-глобалисткой диктатурой в Европе, которая по форме, возможно, и отличается от нацистской (до концлагерей и газовых камер дело пока … не дошло), но по сути является точно таким же тоталитарным образованием, не имеющим никакого отношения ни к демократии, ни к правам человека».
А Die Weltwoche констатирует: работа ЕК по созданию «щита» вызвала «огромную волну негодования в Европе», поскольку европейцы понимают: эта система станет прямым покушением на их свободу, включая ужесточение цензуры, контроля личной переписки. Они требуют снятия «властолюбки» (фон дер Ляйен) с поста главы Еврокомиссии.
Поучается – по аналогии с СССР и еще «кое с кем» в Европе – «За что боролись, на то и напоролись». И где, в итоге, окажется ЕС со своим «Шитом демократии» — с ним или на нем, одержит победу либо потерпит сокрушительное поражение? Скорее, последнее, имея в виду центробежные силы в Евросоюзе и нежелание большой части его государств и «стран-партнеров» жить во «втором СССР»; либо — «под фюрером», что, по сути, одно и то же.












