Московская встреча по Карабаху – лишь дипломатический ритуал

Московская встреча по Карабаху - лишь дипломатический ритуал

Lavr Nal Mamed

28 апреля 2017 года в городе Москве состоялась трёхсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств России, Азербайджана и Армении. В качестве основной повестки дня встречи были определены порядок и возможность урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

По мнению экспертов, состоявшаяся встреча оказалась абсолютно безрезультативной по причине признания всеми сторонами конфликта неэффективности переговорного процесса в обусловленном формате. Ошибочно утверждать, что организованная по инициативе российской стороны встреча министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении могла быть решающей в попытках урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы. Учитывая диаметрально противоположные позиции участников переговорного процесса, очередной обмен мнениями не смог склонить «чашу геополитических весов» в ту или иную сторону. Состоявшийся саммит официальных представителей внешнеполитических ведомств трёх стран лишь констатировал тот факт, что достижение мира в Нагорном Карабахе на данный период времени невозможно. Следовательно, сам по себе переговорный процесс требует реструктуризации по той причине, что не обеспечивает соблюдение интересов всех сторон межгосударственного диалога.

Какого бы мнения ни придерживались представители России и Армении, московская встреча 28 апреля 2017 года представляет собой лишь дипломатический ритуал, призванный в очередной раз продемонстрировать международному сообществу то, что Нагорно-Карабахская проблематика не сходит с повестки дня современной геополитики. Тем не менее, это совершенно не означает, что стороны хоть как-то продвинулись в решении региональной проблемы, связанной с восстановлением территориальной целостности Азербайджанской Республики.

В результате этого Сергей Лавров, Эдвард Налбандян и Эльмар Мамадъяров смогли договориться лишь о дальнейшем продолжении переговоров, тем самым дав понять, что на данном этапе урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе не представляется возможным. Уже сам по себе этот факт свидетельствует о том, что переговорный процесс искусственно затягивается на неопределённый период времени.

По итогам встречи в Москве, когда Россия выступила в качестве непосредственного инициатора межгосударственного диалога, тем самым, дав понять, что «ключи» от Нагорного Карабаха находятся в Кремле, надеяться на скорейшее обеспечение мира не приходится. Такое положение дел является источником не раз возникающего чувства дежавю, когда вновь и вновь «высокие стороны» собираются только для того, чтобы на официальном уровне засвидетельствовать своё присутствие и на этом удалиться.

Между тем, стоит отметить, что основным камнем преткновения по-прежнему выступает позиция Еревана, который демонстративно отказывается идти на уступки по отношению к Баку. Кроме того, в апреле 2016 года Серж Саргсян неоднократно заявлял о том, что Армения намеренно дистанцируется от поиска военно-политического консенсуса с Азербайджаном, поскольку сохранение status quo, который обеспечивает оккупацию Нагорного Карабаха, по мнению армянского лидера, всецело соответствует целям внешней политики официального Еревана. В кулуарах «карабахских» переговоров утверждать о разногласиях «по ряду вопросов» стало устоявшейся традицией. Этот «ряд вопросов» сводится к тому, что Ереван никак не может определиться со статусом Нагорного Карабаха и решиться на демилитаризацию всех семи районов, входящих в состав сепаратистского образования «Нагорно-Карабахской Республики». И именно этот «ряд вопросов» является главным препятствием в попытке достижения консенсуса и предопределяет новые акты насилия в зоне противостояния.

Вполне вероятно, что Армения искусственно затягивает переговоры, ожидая реакцию со стороны Вашингтона и Парижа. Между тем, администрация Дональда Трампа пока ещё никак не обозначила свою позицию по проблеме Нагорного Карабаха, а второй тур выборов французского президента, в результате которых победу может одержать лидер движения «Вперёд» Эммануэль Макрон, состоятся только 7 мая 2017 года. В свою очередь, последнее обстоятельство даёт Сержу Саргсяну призрачную надежду на то, что по итогам избирательного процесса во Франции деятельность Минской группы ОБСЕ получит новый импульс развития, в том числе, и по отношению к Нагорно-Карабахскому конфликту. Впрочем, от реакции Эммануэля Макрона может получить значительные выгоды и Азербайджан, исходя из того, что французский политик, в отличие от Марин Ле Пен и Франсуа Фийона, в своей предвыборной программе не стал идти на поводу армянской диаспоры и заявлять о необходимости присоединения Нагорного Карабаха к Армении.

Это может служить снованием для попытки вмешательства Франции в политику урегулирования конфликта между Баку и Ереваном на стороне Баку. По крайней мере, именно Париж в современных условиях стремится перенять у России роль «третейского судьи» в Нагорном Карабахе. Об этом свидетельствуют публичные высказывания Эммануэля Макрона о том, что в случае избрания президентом, он приложит максимум усилий для полноценного решения карабахского конфликта.

Отсутствие каких-либо конкретных результатов, устраивающих все стороны московской встречи, позволяет сделать вывод о том, что очередная эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном более чем ожидаема. Однако это совершенно не означает, что стороны полностью откажутся от перемирия. Тем не менее, новые столкновения на линии соприкосновения войск могут произойти. Очередной этап Нагорно-Карабахского конфликта, по мнению ряда экспертов, может начаться 12 мая 2017 года и быть связанным с тринадцатой годовщиной вступления в силу Соглашения о бессрочном прекращении огня. Данный прогноз можно подвергнуть сомнению, но определённая последовательность мирных переговоров и эскалаций военных действий давно уже превратилась для Армении в традиционную «забаву».

Теги: