В первую очередь формат С5 занимался вопросами урегулирования внутренних противоречий в Центральной Азии, что само по себе немаловажно. В связи с тем, что мы балансируем между великими державами, наш регион всегда был полем геостратегических интересов. Но когда регион единый, имеет общую позицию, то и партнерам проще взаимодействовать, отстаивать свои собственные интересы. Об этом в беседе с Minval Politika заявил Султан Акимбеков, директор Института азиатских исследований (Алматы, Казахстан).
«А если мы посмотрим на участие Азербайджана, то, безусловно, такое расширение очень выгодно. Во-вторых, нынешний формат не мешает суверенитету, не вызывает никаких вопросов и не создает проблем. Наоборот, позволяет объединить усилия, когда есть интересы. У нас есть общий интерес, который заключается в том, чтобы выйти из геополитической изолированности, потому что мы же все-таки landlocked country, мы находимся в центре континента, мы все заинтересованы в том, чтобы максимально развивать и торговые пути, и взаимодействие по разным направлениям. И все это накладывается на общие корни, на общую историческую цивилизационную парадигму. У каждой страны есть свое понимание», — сказал он.
По словам Акимбекова, Формат С6 -хорошая возможность, позволяющая решить очень многие вопросы. Он считает, что для Азербайджана очень важно стать важнейшей транзитной территорией: «Мы действительно на протяжении длительного периода времени сами решали свои вопросы. Это правильно, но когда есть возможность в общем формате, то это всегда хорошо».
Говоря о растущем влиянии США и снижении российского в центральноазиатском регионе, эксперт сказал, что многовековая политика так или иначе остается в основе любой страны: «Ну это просто логика, а противоречия между великими державами никуда не делись, они будут продолжаться. Более того, мы видим, что они усиливаются. И в этой ситуации нужно, безусловно, найти какое-то свое место. Думаю, сейчас, именно в нынешнем контексте, геополитика приобрела другой характер. Это уже не геополитика в прежнем формате, когда была жесткая конфронтация между великими державами в духе холодной войны. Сегодня ситуация выглядит иначе — из всего геополитического процесса ушла идеология во многом. Наступило время прагматизма. Поэтому, думаю, что сегодня с Россией отношения сложные, например, у каких-то отдельных игроков в рамках нашего формата, у кого-то — более рабочие. В этой связи считаю первичным защиту национальных интересов».
Эксперт отметил, что в нынешних условиях важно не думать о том, к какой стороне примкнуть, а работать над расширением пространства для взаимодействия.
«И, скажем, много было разговоров о том, что пространство сужается в связи с тем, что идет геополитическая война, и надо выбирать, к какой стороне примкнуть. Ну, это означает вступить в конфронтационный формат. Наше пространство расширилось, потому что мы можем более спокойно маневрировать в этом формате с учетом своих собственных интересов, конечно», — сказал Акимбеков.









