Почему на самом деле Ереван обиделся на Лукашенко

Почему на самом деле Ереван обиделся на Лукашенко

Интервью президента Беларуси Александра Лукашенко Владимиру Соловьеву оказалось настоящей «информационной бомбой». Весьма высоко оценив и самостоятельность Азербайджана, и отношения Минска и Баку, Лукашенко высказался и по поводу возможного вступления Армении в Союзное государство РФ и РБ: «Армении деваться некуда. Вы что думаете, они кому-то нужны. Они уже увидели это».

Строго говоря, президент Беларуси озвучил то, что уже давно имеет место быть. Азербайджан — ответственный и надёжный партнёр, самостоятельное, состоявшееся, ответственное государство, с предсказуемой и действительно независимой политикой. Чего, мягко говоря, не сказать об Армении, растерявшей реальную независимость и самостоятельность.

Но в Армении слова Лукашенко вызвали настоящую бурю и фестиваль обид. МИД Армении устами своего пресс-секретаря Ваана Унаняна изрекает, что, оказывается, «своеобразный геополитический анализ президента Беларуси обслуживает, в первую очередь, собственную внутреннюю политическую повестку и не имеет никакого отношения к Армении и ее внешней политике». Форменную истерику закатывают и депутаты от правящей партии «Мой шаг». А один из них, Вагаршак Акопян, вообще поставил рекорд, заявив, что, оказывается, события в Казахстане «показали кому нужна Армения». Тогда Ереван, напомним, послушно проштемпелевал решение об отправке в Казахстан коллективных сил ОДКБ.

Истерить в Ереване могут. Но вне зависимости от градуса этих политических истерик, говорить сегодня об Армении как о полноценном государстве можно только с очень большой натяжкой. Только «навскидку» можно вспомнить: границы Армении охраняют российские пограничники, они же контролируют КПП в международных аэропортах. В Армении действуют РОССИЙСКИЕ списки нежелательных персон. За ее безопасность отвечает российская база в Гюмри. Железные дороги принадлежат РЖД, газовые сети — «Газпрому», все остальное — российским компаниям, иногда с этническими армянами во главе. Проще говоря, в Ереване даже не решают, у кого и за сколько покупать газ и сколько должен стоить билет на электричку из Еревана в Гюмри и обратно. И понятно, что, находясь в такой зависимости от Кремля, Армения даже не посмеет что-то возразить Кремлю, неважно, идет ли речь об отправке войск в Казахстан или о голосовании в ООН против территориальной целостности Украины и Грузии.

Возможно, до 44-дневной войны Армения для кого-то представляла интерес как военная сила. Но теперь, после унизительного разгрома, 10 тысяч дезертиров и серии судебных процессов над офицерами, которых обвиняют в невыполнении приказа и самовольном оставлении боевых позиций, рассматривать ВС Армении как нечто боеспособное не получится.

Неудивительно, что во время 44-дневной войны по сути дела ни одно государство не выступило против Азербайджана — за вычетом нескольких, пардон, «пустословных» заявлений, рассчитанных на привлечение голосов местных армян, но не возымевших реальных политических последствий.

Наконец, Армения, как показывает статистика, не нужна даже ее собственным гражданам. То, что происходит с выездом из Армении — это уже не эмиграция, а «чемоданный референдум».

А в такой ситуации в Армении могут обижаться на слова Лукашенко, закатывать публичные истерики, бить посуду и ломать табуретки. Только Армения от этого не станет самостоятельным государством, представляющим интерес для внешних игроков. И даже для собственных граждан.

Отдел политики Minval.az

Из этой рубрики