Заражённые помидоры продают на рынке в Баку?

Заражённые помидоры продают на рынке в Баку?

Заражённые помидоры продают на рынке в Баку?

Как известно, настоящему бакинскому (зиринскому) помидору не свойственны излишества: он аккуратен, невелик, имеет только правильную форму – без наростов и отпочкований. Ярко-красный, с небольшим хвостиком, с тонкой, но прочной кожурой. Чуть подсохнув, помидор сморщивается, но не теряет целости покрова.

Выращенные под жарким апшеронским солнцем, зиринские  помидоры бывают только с мая по октябрь. Всё остальное время их выращивают в теплицах, под кварцевыми лампами. И вкус несезонных тепличных помидоров несильно отличается от вкуса голландских томатов, надежно заполняющих зимние супермаркеты всех стран мира.

Только при одном воспоминании о запахе, исходящем от зиринского помидора, текут слюнки, особенно если представить, что этим самым помидорчиком заедаешь кусок хорошей брынзы и ароматный тархун со свежим чуреком. Красота! Да вот только не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

В Баку выбор помидоров – самый разнообразный: от маленьких плотношкурых до причудливой формы розовых, или как еще их называют жители – «мясных» (из-за наличия большого процента в них мякоти и маленького количества сока). Цены – тоже самые разные. Но, конечно же, помидоры из Зиря – эталон вкуса для всех нас.

Тем не менее, граждане Азербайджана, избалованные натурпродуктами, в последнее время сталкиваемся с реальной опасностью, которую несут в себе эти самые продукты. И хотя мы утешаем себя, что сейчас май, на прилавках молодая картошка, лук и свежие помидорчики – местные, а не тепличные-заграничные, тем не менее, к большому сожалению, мы занимаемся обычным самообманом.

И если в прошлом году в стране был зафиксирован ряд случаев, связанных с отравлением граждан маринованными помидорами, то не так давно поступил тревожный сигнал: уже имеются случаи отравления помидорами свежими.

Причины для беспокойства имеются довольно серьезные. Так, на прошлой неделе Minval.az сообщал, что Управление Россельхознадзора по Республике Дагестан запретило ввоз более 15 тонн томатов из Азербайджана. В ходе карантинного фитосанитарного контроля на международном автомобильном пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» специалистами Россельхознадзора досмотрен грузовой отсек большегруза, прибывшего из Азербайджанской Республики с 15,5 тонн томатами.

Для проведения лабораторных исследований были отобраны образцы, имеющие повреждения на кожуре овоща и его плодоножке, что являются основанием полагать о заражении их карантинных объектом.

«Согласно лабораторному заключению в томатах помидорах обнаружен опасный вредитель — южноамериканская томатная моль. Насекомое включено в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, как отсутствующий вид для РФ и стран-членов ЕвраЗЭС», — отмечается в сообщении.

За попытку ввоза на территорию страны партии зараженных овощей в отношении владельца груза составлен протокол по ст.10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции». В отношении продукции принято решение о ее возврате на территорию Азербайджана.

И вот тут-то начинается самое печальное. Вернуть-то вернули, но утилизировали ли? Попытки «Минвала» связаться с Агентством пищевой безопасности не увенчались успехом.Учитывая фактор жадности и непорядочности дельцов местного рынка сбыта, а также непрофессионализма и пассивности работы соответствующих структур, то вопрос этот со многими неизвестными.

Ни от кого не секрет, что в Азербайджан продукты возвращают довольно часто, как, к примеру, в 2018-м году (да и в 2017-м тоже)– 80 тонн картофеля прислал обратно Казахстан.

В том же году таможня Дагестана отправила обратно в нашу страну партии свежего лука, табачного сырья и яблок. Каждая из перечисленных партий была заражена карантинными вредными объектами.

В заключении экспертизы говорится о том, что в плодах лука обнаружен паслен колючий, в табачном сырье – повилика полевая, в сметках с автомашины, перевозящей яблоки – амброзия полыннолистная. Помимо того, отсутствовала маркировка с указанием информации о наименовании продукции, стране ее происхождения и экспортере, а партия яблок сопровождалась поддельным фитосанитарным сертификатом. Вся продукция следовала из Азербайджана в Россию. Общий вес грузов, не попавших на российский рынок, превысил 83 тонн.

Сотрудник Minval.az обратился к главе Союза Свободных Потребителей (ССП) Азербайджана Эйюбу Гусейнову, который дал весьма печальные и неутешительные прогнозы?

– Одна из областей нашей работы – это безопасность пищевой продукции, и не случайно по инициативе Фонда Евро-Азия ССП Азербайджана даже готовил более 100-страничный документ государственной политики по обеспечению безопасности продуктов питания. За 22 года деятельности Союза Свободны Потребителей, я всего лишь трижды присутствовал при утилизации просроченных и некачественных продуктов питания. Этой «привилегии» я добился с очень большим трудом. Один раз уничтожение просроченной продукции было организовано Таможенным комитетом, а остальные разы – Министерством налогов. Вы не представляете, сколько раз я обращался в государственные структуры с просьбой приглашать сотрудников СМИ в день утилизации продуктов, чтобы они засняли процесс и обнародовали результаты – для успокоения потребителя. Но не получилось.

Из всего этого можно сделать один печальный вывод: опасная продукция в стране в большинстве случаев не уничтожается, а отправляется на внутренний рынок к последнему адресанту: потребителю. А потому я не исключаю того, что отравленные помидоры так же не были утилизированы, а поступили в открытую продажу.

Несколько лет назад из Европы в страну вернули более 40 тонн фундука, в котором был выявлен опасный токсин. Но дальнейшая судьба этого фундука неизвестна: никто не знал, куда он делся. Я еще раз обращаюсь через ваш сайт Minval.az к госструктурам: давайте уничтожать просроченные и некачественные продукты ОТКРЫТО, в присутствии журналистов. Давайте сделаем процесс открытым. Если же нет, то государственные органы должны принимать самые строгие меры, в том числе и Агентство пищевой безопасности должно проводить масштабную работу в этом направлении. Не случайно, что положения данного Агентства очень амбициозны и важны, они должны обеспечивать безопасных экспорт азербайджанских сельхохпродуктов. К сожалению, данное Агентство тоже эффективно не работает, не идет на диалоги с общественностью, а значит, оно тоже непрозрачно. Я неоднократно обращался письменно к Гошгару Тахмазлы с просьбой обеспечения прозрачности работы. Мы даже встречались с ним, но он обвинил меня в непрофессионализме.

– Скажите, кто будет отвечать за то, что потребитель отравился, скажем, теми же помидорами? К примеру, если он знает, в каком именно месте он их купил?

– Сколько лет мы боремся, но ни разу не добились, чтобы потребителю была выплачена компенсация за ущерб, причиненный его здоровью. Ни магазины, ни супермаркеты, ни объекты общепита – никто не заплатил ни копейки. Получается, что нет закона, который работал бы в защиту прав потребителей, и наши госструктуры покрывают делишки дельцов и наплевательски относятся к здоровью населения.

– А разве санэпидемстанции не проверяют товары в местах сбыта? Ведь сертификаты о пригодности продукции должны быть обязательно в точках торговли пищевыми продуктами?

– Они вроде как «проверяют». Но на днях я специальным прибором проверил образцы молодого картофеля, лука и помидоров, только-только выходящих на рынок сбыта, и увидел, что количество нитритов в этой сельхозпродукции два раза больше допустимой нормы. И вся эта продукция массово поступает на стол потребителям.

Яна Мадатова

Теги:
Из этой рубрики