Перед тем, как поехать в Пираллахи с целью выяснения обстоятельств масштабного «кидалова» местных жителей компанией зарвавшихся ростовщиков, о грязных финансовых махинациях которых неоднократно писали местных СМИ, автор этих строк перечитывал отрывки из романа М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и понимал: не так уж и неправ был главный герой романа Родион Раскольников. Особенно в свете последней жалобы на тех же ростовщиков, поступившей в редакцию издания Minval.az от жителей полуострова Пираллахи, живущих в постоянном страхе за свое имущество, здоровье, и жизнь своих близких, находящихся под постоянным прицелом преступной группировки, во главе которой стояли братья Алекперовы – Эльшан и Надыр (кстати, бывший сотрудник местного филиала Международного Банка) и еще несколько очень интересных персонажей вышеупомянутой преступной группировки, в том числе и учительница начальных классов Тамара Велиева, для которой фраза «Что б ты жил на одну зарплату» звучит гораздо хуже, чем пожелание в сердцах смерти от рака.
«Вот уже много лет жителей нашего поселка терроризируют ростовщики – с попустительства сотрудников правоохранительных органов и органов судопроизводства, — пишут жители. – Мы попали в такой капкан, из которого только один выход: обернуться саваном и ползти в сторону кладбища, так как защиты нет. Справедливости нет. Жители нашего поселка уже умирают, затравленные прессингом и угрозами, нас лишают имущества, квартир, зарплат! Мы превратились в рабов, понимаете? И весь этот ужас проходит мимо представителей власти, а точнее, он просто разбивается об их толстокожее равнодушие. А тем временем ростовщики, пьющие кровь из нас, остаются безнаказанными. Не имея на руках никаких весомых доказательств, они выигрывают все судебные процессы – на основании устного заявления. Суд принимает их сторону, веря им НА СЛОВО! Где, в какой стране мира, суд принимает решения на основании СЛОВ? Устных заявлений, не подкрепленных никакими доказательствами? И в какой еще стране мира суд не принимает вещественные доказательства вины ростовщика у людей, пострадавших от преступных действий этого ростовщика? И если суд верит мошеннику на слово, то почему же тогда не верит нам, пострадавшим?».
Все эти вопросы заставляют серьезно задуматься: мы живем в демократической вроде стране, главенствующим документом которой является Конституция, а Президент Азербайджана Ильхам Алиев является гарантом безопасности, справедливости и комфортного проживания граждан – в соответствии с законами государства. И если все это так, то почему же тогда в Пираллахи творится полный бандитский беспредел, а те, кто обязан защищать граждан, потворствуют преступникам, пороча прежде всего, честное имя президента, доверившего им столь высокие должности?».
Для того чтобы разобраться в данном вопросе, сотрудник издания Minval.az отправился в Пираллахи на встречу с жалобщиками.
… И вот мы сидим в маленьком кафе около дороги. Передо мной – люди, граждане страны, чьи права злостно нарушаются вот уже 7 лет. И в первую очередь – право на комфортное и безопасное проживание.
— Мы в маленьком составе встретили вас, — говорят жалобщики. – Но виной всему страх. Пострадавших от рук ростовщиков огромное количество, но люди уже научены горьким опытом: всякий раз как к нам приезжают журналисты, начинается жесткий прессинг на нас и наших родственников. Потому многие не пришли, предпочтя оставаться в тени. Есть так же и те, кто своей неявкой сегодня хочет задобрить Алекперовых в надежде, что ростовщики разожмут финансовую петлю на их горле.
— Алекперовы не просто требуют деньги, — рассказывают жалобщики, — они еще и наказывает людей, «сажая» их на 15 суток, то есть применяют так называемый карательный режим. Все началось с 2013 года, когда дела у братьев пошли в гору. Именно тогда они, пользуясь своей безнаказанностью, совсем распоясались и создали так называемый родственный преступный синдикат.
Кроме того, жители никак не могут доказать судьям, что Алекперовы – опытные мошенники. На все просьбы людей проверить деятельность этих братьев судьи просто-напросто затыкают жалобщикам рот фразой «Посмейте только еще раз подать голос – тут же выведут из зала».
– Получается, что мы нарушаем закон, инкриминируя какую-то недоказанную статью. Ибо это делать правомочен только суд. Но суд не слышит ни жалоб, ни просьб. Слушается только сторона Алекперовых, любое сказанное им слово принимается на УРА, а потерпевшие не имеют права и слова сказать, — сетуют жалобщики. — Короче, Дикий Запад отдыхает перед нашими Пираллахи. У нас тут своя мафия. И, судя по тому, что мафиози выигрывают все судебные процессы, мафия эта бессмертна.
Педагог, живущий не на зарплату
Ярошкина Людмила брала у педагога начальных классов Тамары Велиевой около 8 тысяч манатов на ремонт в новой квартире, написала расписку и обещала в течении года вернуть всю сумму с процентами. Так и получилось: Л. Ярошкина выплатила проценты, продала свою старую квартиру и вернула Велиевой 8 тысяч, которые одалживала. После полного возвращения долга Ярошкина потребовала вернуть расписку, на что Т. Велиева ответила, что пока с долгом не расплатятся знакомые Ярошкиной (которые также брали деньги в долг), расписку она не вернет. Несмотря на тот факт, что у Л. Ярошкиной имеется аудиозапись разговора, в котором Т. Велиева признает, что это чужой долг, но эту аудиозапись ни в одном суде не прослушали, говорит она. Женщина дошла до Верховного суда, но бес толку: все суды принимают решение о том, что Ярошкина должна выплатить Т. Велиевой «долг». Из-за этой истории 7 апреля скончался мой муж Ярошкиной — Геннадий (56 лет, сердечник, ранее перенесший обширный инфаркт)– из-за сотрудников ИВ, неожиданно пришедших актировать их дом.
— Да, я проиграла суды, даже несмотря на тот факт, что мой адвокат заявлял о том, что Велиева нарушает закон, ибо сумма кредита до 3000 манатов должна была быть обязательно оформлена официально, у нотариуса. Но суд даже этот факт не учел.
По сей день в дом Людмилы периодически наведываются люди из ИВ и требуют выплатить долг. Отметим, что помимо этого незаконно и бессовестно навязанного «долга» Л. Ярошкина выплачивает еще кредиты в 2-х банках, и потому просто не в состоянии отдавать такую громадную сумму.
Гасанова Натаван также брала 1500 манатов у Т. Велиевой в 2014-м году на операцию сыну. Велиева взяла у женщины расписку. Гасанова исправно платила, даже оставила Велиевой пенсионную карточку матери (мать получает 245 манатов), с которой Т. Велиева полтора года снимала деньги. По истечении 1,5 лет мать Гасановой подошла к Велиевой и сказала, что ей после операции необходимо пройти курс лечения, и попросила вернуть пенсионную карточку. Велиева карточку вернула, а после подала на Натаван Гасанову в суд. В суде Велиева завила, что деньги, которые она полтора года снимала с материнской карты Гасановой, взымались ею в качестве… процентов. А сумма долга по-прежнему оставалась неизменной. Н. Гасанова рассказывает, что Т. Велиева несколько раз звала ее к себе и требовала написать все новые долговые расписки – то на 3 тысячи, то на 6 тыс., то на 8. Женщина подписывала, так как очень боялась за своих близких, ведь муж Велиевой имеет очень большие связи.
— Я подписывала под давлением, — говорит Н. Гасанова. — Были и суды, но я на них не ходила, так как все равно решения выносились в пользу Т. Велиевой. В данный момент на мне «висят» 6500. То есть, мои 1500 она превратила в 6500. Прессинг с ее стороны ужасный. Т. Велиева давила на меня, дескать, продай квартиру, но я отказалась, так как это квартира моего отца. Кроме того, мой сын после аварии почти два года находился в инвалидной коляске, на его лечение уходят большие деньги. И с моей зарплатной карты Т. Велиева так же получает деньги.
Отметим, что зарплата Н. Гасановой — 800 манатов, и поначалу Т. Велиева брала себе 50%, то есть 400 манатов ежемесячно. Затем адвокат Н. Гасановой смог добиться, чтобы процентщица снимала только 20%.
Отметим, что Т. Велиеву не трогали ни просьбы, ни мольбы Н. Гасановой, ни эпикриз из больницы. «Педагог»-процентщица прекрасно понимает, что малейшая слабина в этом деле лишит ее верного источника дохода. Но если уж речь зашла о доходах, то стоит отметить следующее: у Т. Велиевой в поселке имеются бизнес-объекты: вещевой магазин и парикмахерская.
«Благотворители», гнобящие людей в судах и долговых ямах
История Валерии Панфиловой, которая в данный момент отбывает в колонии срок за «преступление», которого она не совершала, но которое почему-то смог «доказать» Надыр Алекперов – бывший кассир местного филиала Межбанка, стала показательным примером для всех остальных «должников»: дерзнете против пойти – окажетесь за решеткой, как Лера Панфилова.
Тем временем, согласно законам Азербайджана, лицо, занимающееся ростовщичеством, НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ДАВАТЬ ПОД ПРОЦЕНТЫ СУММУ, ВЗЯТУЮ ИМ ИЗ БАНКА, имея право разве что распоряжаться своими ЛИЧНЫМИ средствами. Но, судя по всему, этот закон обошел стороной Н. Алекперова, который, пользуясь должностью и имея неограниченный доступ к деньгам, брал по низким процентам кредиты в банке, а затем давал под более высокие проценты жителям полуострова, но уже как частное лицо.
Также, по слова адвоката В. Панфиловой – известного экономического эксперта Акрама Гасанова, Н. Алекперов, занимаясь ростовщичеством, налогов со сделок не платил, и А. Гасанову удалось этот факт доказать. Но по вполне понятной причине, суд не учел это чрезвычайно важное обстоятельство.
— Дело в том, что система судопроизводства в Азербайджане – одна из самых коррумпированных сфер, — говорит А. Гасанов в интервью изданию Minval.az. — И потому вполне понятна непотопляемость аферистов, загнавших простых жителей Пираллахи в долговые ямы. Защищая Валерию Панфилову на суде, я привел множество логичных и убедительных доводов, говорящих о том, что В. Панфилова вернула не только взятые у ростовщиков деньги, но и все начисленные ими проценты. Кроме того, я ходатайствовал, чтобы суд обратился в прокуратуру для расследования в отношении незаконной коммерческой деятельности братьев Алекперовых и неуплаты им налогов с деятельности, но как вы сами понимаете, суд «не счел нужным» запрос о таком расследовании, отклонил его и в приговоре В. Панфиловой даже не учел этот важный вопрос. И чем детальнее я изучал дело В. Панфиловой, тем больше поражался размером и масштабами преступной сети, которую расставили для пираллахинцев братья Алекперовы. Кроме того, согласно законам страны, человек не может отвечать за свои долги в уголовном порядке и лишаться свободы, так как Азербайджан принял Европейскую Конвенцию по Правам Человека, 4-я статья которой гласит следующее: Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.
И при этом все они остаются на свободе, выигрывают все судебные процессы, занимаются бизнесом, а их дети и ближайшие родственники разъезжают на дорогих машинах, имеют бизнес-объекты, но почему-то декларации о доходах никаким официальным государственным органам еще не представили, хотя согласно законодательству страны, бизнесмены должны обязательно заполнять налоговую декларацию.
Кроме того, Эльшан Алекперов – помимо доходного (и безнаказанного) ростовщичества имеет, в том числе, несколько кафе и ресторанов в центральном парке Пираллахи, а так же свой ломбард и магазины. По словам местных жителей, братья Алекперовы прикрываются именем очень высокопоставленного чиновника, с которым состоят в родстве. Возможно, так оно и есть, но вот только одно непонятно: в курсе ли этот чиновник, что его имя используют в качестве «крыши» для покрытия откровенной уголовщины и беспредела? Мы просто уверены, что нет.
Сегодня под прицелом Эльшана Алекперова еще несколько жителей Пираллахи: Мирзоева Лолита рассказала, что она и другие люди, о которых пойдет речь в ее истории, как говорится, «попали под дым», оказавшись без вины виноватыми:
— Сам факт того, что ты не знаешь человека, не обращаешься к нему ни с какими просьбами – ни помочь деньгами, ни связями, и вдруг ты оказываешься по повестке в суде по факту, что обязана выплатить неизвестному тебе лицу 10 000 манатов – ужасает, — рассказывает Лолита Мирзоева.
В 2012-2013 годах я оформила два кредита «Банк оф Баку» и «Демир-банке» на сумму 3 и 5 тысяч манатов. Деньги я передала близкому мне человеку Самуллаеву Рашиду, которого знаю очень много лет – на лечение тяжело больных родителей.
Р. Самуллаев исправно платил в течении года – ежемесячно, вовремя в присутствии Л. Мирзоевой – иногда в банке, иногда через аппарат «Миллион». И вдруг Л. Мирзоева неожиданно получает повестку в суд. Женщина спросила у Самуллаева, в чем дело, и он признался, что в эту проблему втянул его именно Э. Алекперов, к которому он был вынужден обратиться за помощью, так как на тот момент практически был полным банкротом и был озадачен только лишь тем, чтобы добыть денег и оплачивать задолженности, накопившиеся по отношению к Мирзоевой, к супруге — Самуллаевой Хиджран и к племяннику – Гасымову Буньяту, а также свой личный кредит. Рашид попросил у Алекперова около 20 тысяч манатов, чтобы покрыть все эти долги. Алекперов согласился, но потребовал подписать 2 документа. Так как у Самуллаева на тот момент была «черная полоса» в жизни, в доме – похороны за похоронами (сначала умирает мама, затем отец), он мало что понимал, и подписал машинально 2 документа (как выяснилось позже – по 50 тысяч в каждой расписке). Э. Алекперов, прекрасно осведомленный о том, что Р. Самуллаев находится в состоянии депрессии, понял, что мужчина внимательно читать документ не станет, и заявил, дескать, поводов для беспокойства нет, документ – простая юридическая формальность, так сказать, для галочки и все это нужно на тот случай, если Р. Самуллаев по каким-то причинам вдруг откажется выплачивать долг. Кроме того, Э. Алеперов настаивал на том, чтобы Самуллаев сначала подписал бумаги, а потом получит деньги. Самое интересное, что «договор» заключался в нотариусе.
Итак, Самуллаев подписывает документы, а нотариусу Э. Алекперов на глазах у Рашида кладет в карман довольно внушительную суму денег (скорее всего, чтобы нотариус не возражал – дескать, подпись поставлена, а деньги почему-то не переданы).
Дальше все происходит по четко отработанной схеме: Алекперов заявляет, что у него «все деньги в бизнесе» и сегодня он их отдать не сможет. Одновременно заключив долговую расписку, Алекперов у Самулаева забирает зарплатную карту и объясняет, что делает это для подстраховки, так как сумма, которую он «завтра» одолжит Рашиду, не маленькая. Вполне понятно, что и в дальнейшем Р. Самуллаев не получает от Алекперова ни копейки. Из месяца в месяц Рашид бегал по другим процентщикам, чтобы оплачивать свои долги – естественно, при «помощи» ростовщика Э. Алекперова, который брал с зарплатной карты Самуллаева небольшие суммы, чтобы оплачивать мелкие кредиты Рашида, но делал это с большим опозданием.
16 месяцев Рашид не видит своей зарплатной карты, живет впроголодь – и это при зарплате в 1200 манатов! Ежедневно мужчина обращался к Алекперову с просьбой дать ему обещанные деньги, но естественно, Алекперов не давал. В итоге в течении 16 месяцев у Рашида из кармана утекло 16 тысяч его же денег на покрытие долгов. И вот наступил день, когда Алекперов заявил Рашиду: ты же платишь за Мирзоеву, за свою жену и племянника? Дай мне эти чеки, я приложу их в папку твоих кредитных дел, которые я веду. Таким образом, чеки вышеуказанных пострадавших оказались оружием в руках наглого ростовщика. Доведенный до отчаяния бесконечной и бессмысленной кредитной петлей, Р. Самуллаев подал иск в суд против Э. Алекперова. Причем, адвокат заявляет, что дело для Самуллаева бесперспективное, поскольку существует долговая расписка. Э Алекперов подает встречный иск, и с того дня жизнь Мирзоевой, Садуллаевой и Гасымова превращается в ад. Все суды жалобщики с треском проигрывают, в этом процессе единственный судья Верховного суда по делу Самуллаева отменил одну из расписок и сказал, что эти расписки неправдоподобны. Как выяснилось, числа на них стояли разные. Получается, что если Алекперов дал ссуду на 50 тысяч манатов – беспроцентно, потому что «выручил друга», который денег тебе не возвращает, и вдруг – согласно дате на расписке – через пару дней ты снова даешь этому человеку 50 тысяч? Этот вопрос был задан на суде. Алекперов начал изворачиваться, заявив, что Самуллаев – мот, который проиграл в ТОПаз-е целых 50 тысяч, а потом пришел за такой же суммой денег. Судья счел это «оправдание» абсурдным и неправдоподобным, и аннулирован один из документов. С оставшихся 50-ти тысяч Самуллаеву вынесли решение уплатить долг в размере 54 тысяч (с учетом процентов, так как Алекперов заявил, что если бы он эти 50 тысяч вложил бы в банк, то выручил бы именно такую сумму за это время). То есть, ростовщик, не дав ни копейки Рашиду Самуллаеву, сделал буквально из воздуха 54 тысячи манатов. И так как в руках у Алекперова оказались чеки Мирзоевой об оплате в банк, на нее был навешен долг размером в 10 000 манатов, причем половина чеков есть у Мирзоевой и у Самуллаева – на 3 или на 4 тысячи о закрытии задолженности лично Мирзоевой, за ее подписью. И почему-то эти квитанции не приняли ни в одном суде, потому что все суды на стороне Алекперова, а все остальные лгут, даже имея вещественные и серьезные доказательства, которые суд попросту не принимает. Суду Алекперов доказывает, что сам лично платил долги Мирзоевой в банке, и потому сейчас требует компенсации. Точно так же он поступил с супругой Рашида – Самуллаевой Хиджран, чеки которой тоже оказались у него. В данное время племянник Гасамом Буньят предъявлял на всех судах квитанции о закрытии долга с собственной подписью, но ни один суд не принял этот аргумент и в итоге, поскольку Алекперов голословно заявляет, что «он лично выплачивал все задолженности», племянник Рашида сейчас платит Алекперову долг размером в 5 тысяч по 50% со своей зарплаты. И самое интересное, что вышеуказанные люди – кроме Рашида Самуллаева, к Алекперову за деньгами не обращались. Но, тем не менее, платят ростовщику по счетам, которые не имеют к нему ни малейшего отношения, а суды по-прежнему выносят решение в пользу Эльшана Алекперова.
В данный момент жители Пираллахи готовят обращение к Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и первому вице-президенту Мехрибан ханум Алиевой с просьбой личного вмешательства в это запутанное темное дело. Действительно, пора бы высокопоставленным чиновникам вмешаться и взять расследование под свой пристальный контроль.
Издание Minval.az в свою очередь будет пристально наблюдать за развитием событий после выхода данной статьи. Не исключено, что обозлившиеся после очередной огласки их махинаций в СМИ ростовщики предпримут новые попытки угроз и прессинга на жителей.
Мы не смогли связаться с братьями Алекперовыми, а также с Тамарой Велиевой. Редакция готова выслушать и опубликовать позицию всех вышеуказанных лиц.
Яна Мадатова