Российские политологи: Путин может предложить новую схему карабахского урегулирования

Российские политологи: Путин может предложить новую схему карабахского урегулирования

Российские политологи: Путин может предложить новую схему карабахского урегулированияСвоими соображениями по поводу того, каких итогов стоит ожидать после встреч российского лидера со своими азербайджанским и армянским коллегами, с порталом «Москва – Баку» поделились эксперты, специализирующиеся на исследованиях проблем Южного Кавказа.

Научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Александр Караваев: «Это давно сложившаяся практика, идущая если не с 1990-х, то уж точно с начала президентства Путина. Если президент России встречается с лидером Азербайджана, то должен встретиться и с президентом Армении. Или в обратном порядке, не суть. Все это происходит для того, чтобы не создавалось впечатления, что Россия стороне одной из сторон конфликта. Иногда, как мы знаем, встречи происходят совместно», – рассказал эксперт. Он отметил, что, что вокруг подобных встреч всегда сохраняется определенная интрига. «Есть ожидания общественности одной и другой стран, соответствующий интерес СМИ к этим контактам. Строятся различные гипотезы насчет того, для чего такие встречи, не сигнал ли это к прорыву в переговорах. В какой-то степени такая реакция оправданна, ведь Россию воспринимают как главного посредника, от которого зависит возможность реализации механизмов по нормализации нагорно-карабахского конфликта. Россия является главным медиатором», – пояснил эксперт.

По словам господина Караваева, очевидно, что для России нагорно-карабахский конфликт – это конфликт между ближайшим союзником и ближайшим стратегическим партнером. «Говоря обывательским языком, конфликт между друзьями России. И для Москва это непростое дело и она всеми силами пытается найти баланс. Усложняет ситуацию то, что с каждым годом складываются совершенно разные геополитические балансы. Одни риски снижаются, другие повышаются. И России в этой ситуации с одной стороны нужно сохранить стабильность в регионе, то есть избежать взрывоопасной ситуации, c другой, выступить «ледоколом», который помог бы сторонам конфликта найти свой «фарватер» в этой ситуации, выгодный для всех».

По мнению эксперта, Владимир Путин выясняет позицию каждой из сторон конфликта. «Следующий год будет годом выборов и для России, и для Азербайджана, и для Армении. Полагаю, что Путин будет стараться выйти на какую-то схему между президентами Азербайджана и Армении, которая позволила бы всем этим трем странам пройти 2018 год без лишних рисков и острых конфликтов.

Эксперт считает, что риск войны в 2018 году в зоне нагорно-карабахского конфликта куда более высок, чем в 2017 году. «Для России военное решение конфликта – это вывод всей ситуации из равновесия. Если повторятся события апреля 2016 года, для России они могут стать элементом крупной игры с США. Поэтому Путин может сейчас предложить какие-то варианты Азербайджану и Армении. Чтобы предотвратить войну или каким-то образом снизить риски разрастания этого конфликта В азербайджанском обществе сегодня очень сильны реваншистские настроения, очень высокая поддержка общество в том, чтобы повторить события апреля 2016 года, чтобы вернуть еще часть территорий. И власть должна будет реагировать, если она хочет общественной поддержки. Вместе с тем в армянском обществе также сильно желание отомстить Азербайджану», – отметил господин Караваев.

Политолог Олег Кузнецов: «Нужно понимать, что встреча глав России и Армении – это не официальный государственный визит, иначе бы переговоры проходили в Москве в совершенно ином формате (это в полной мере относится и к визиту Ильхама Алиева в Сочи 21-22 июля), поэтому ее содержание при любом итоге будет иметь исключительно неформальный и консультативный характер, ожидать от нее каких-то конкретных результатов вряд ли следует. Ереван будет настаивать на гарантиях России по максимально долгому сохранению ситуации в ее нынешнем положении, аргументируя свою просьбу незавершенностью государственной реформы в стране и нестабильностью в связи с этим положения самого Сержа Саргсяна. По мнению Кузнецова, президент Армении во время встречи с президентом России будет убеждать его предоставить ему еще одну отсрочку во времени по вопросу нагорно-карабахского урегулирования, не делая на этот счет никаких политических заявлений».

По мнению эксперта, акцентировать внимание лишь на теме нагорно-карабахского конфликта лидеры России и Армении не будут. «Так не было на встрече президентов Путина и Алиева 21-22 июля, так не будет и встрече Путина и Саргсяна. Достоверно о содержании разговора между Путиным и Алиевым, особенно неформального, мы не узнаем никогда. Думаю, что в отношении разговора Путина и Саргсяна случится то же самое. Однако с высокой степенью достоверности можно догадываться, о чем конкретно шла речь, и сделать это можно, если внимательно наблюдать за тем, какие именно события последуют за каждой из этих бесед на высшем уровне. Например, через два-три дня после встречи с президентом Алиевым Владимир Путин подписал ранее ратифицированное соглашение с Арменией о создании Объединенной группировки войск. Самое важное в этом случае то, что он сделал это не до, а после встречи с президентом Азербайджана, оставив для себя время, чтобы, не ломая дров, выслушать и принять к сведению позицию официального Баку на этот счет. Я более чем уверен в том, что эта тема была обсуждена на июльской встрече президентов в Сочи, хотя никаких официальных заявлений на этот счет сторонами не было сделано. Также обращает на себя внимание и тот факт, что аккурат накануне той встречи суд в Баку вынес обвинительный приговор блогеру Александру Лапшину, что указывает на еще одну возможную тему беседы президентов (но судя по всему, она так и не была поднята). Я думаю, что в ближайшую одну-две недели все относительно станет понятно и по контенту встречи Путина и Саргсяна».

Теги: