Сегодня исполняется год со дня увольнения министра национальной безопасности Эльдара Махмудова. Начавшийся 17 октября 2015 года в Министерства национальной безопасности (МНБ) процесс завершился арестом многих высокопоставленных работников МНБ и упразднением этой структуры. Член парламентского комиссии по обороне и безопасности, депутат Захид Орудж дал интервью «Минвалу» о следственных мероприятиях, предпринятых мерах и делах, осуществленных за прошедший период.
— Увольнение Эльдара Махмудова и его банды, а затем и упразднение МНБ можно расценивать в качестве изменений в государственном управлении Азербайджана и общественно-политической жизни. Произошедшее в Азербайджане ужасно, это самый большой удар по репутации органов безопасности нашей страны и по мундиру представителей секретных органов. Привлекая высокопоставленных лиц правительства и представителей высших государственных органов к самообороне, проводилась организованная антиазербайджанская деятельность.
— Мог ли министр нацбезопасности Эльдар Махмудов быть не в курсе этой деятельности?
— Ни в коем случае. В настоящее время информация о некоторых делах в прокуратуре и судебных органах выходит в медиа, в большинстве вопросов проявляется черный силуэт и тень Эльдара Махмудова. Ответственность других лиц не сможет прикрыть репрессивные действия и грабеж со стороны главы этой структуры. Хотя в роли главного палача и выдвигается Акиф Човдаров, но на каждом шагу ощущается присутствие Махмудова. Среди жертв лиц, осуществляющих противозаконные действия, попадающие под десятки статей Уголовного кодекса, были все.
Действующие в качестве «государства внутри государства» устроили охоту, мародерство и пытки над людьми, независимо от их партийной принадлежности, должности, места в иерархии. Они были источником постоянной пропаганды раскола между высокопоставленными представителями государства. Компромат не позволил, чтобы конкретное министерство или лица предприняли меры против действий Эльдара Махмудова. Хотя были государственные деятели, оказывающие сопротивление, Махмудов вызывался на различные допросы, власти оказывали ему сопротивление. Однако во имя безопасности страны, а также за счет того, что чекисты хорошо заметали следы, 11-летний ужас продолжился. Наверное, в будущем будут доказаны конкретные действия по распространению в международном пространстве компромата против различных министров, высокопоставленных лиц, а также в связи с деятельностью правительства.
— Основывается ли это мнение на реальной информации?
— Безусловно. Есть две формы обнаружения преступления. Одна из них, когда разоблачаешь преступников на основе конкретной информации, и не остается необходимости в дополнительных уликах и показаниях. Другая форма – выступая из прекращения этой деятельности, попадания в эпизодическую и разрозненную ситуацию, можно сказать, что здесь закладывают снаряды в пушки, которые пятнают Азербайджан. Сейчас вы являетесь свидетелями того, что интенсивность этой кампании резко упала. Представители этих органов при начале деятельности взяли на себя обязательства не распространять информацию, составляющую гостайну. Однако видя реакцию властей на месседжи Акифа Човарова из тюрьмы, можем сказать, что никто не боится, что он может обнародовать важную информацию. Потому что разведывательную деятельность для защиты интересов страны выполняли другие органы или достойные чекисты.
Эльдар Махмудов и его окружение вместо того, чтобы осуществлять разведку и контрразведку, грабили граждан. Полагаю, что иностранные компании, осуществляющие различные инвестиционные проекты, тоже подвергались давлению со стороны шайки генерала.
— Если так, то почему Эльдара Махмудова не арестовывают?
— Глава государства проявил волю и жесткий характер. То есть, «неприкасаемых» нет. Поэтому стоит сразу отбросить версию, что Махмудова защищает рука «внутри и извне». Не сомневаюсь, что иностранные агентурные центры, проводя различные сценарии, расставили ловушки. В органах безопасности Азербайджана работали шпионские группы. Полагаю, что власти не арестовывают Эльдара Махмудова из-за более широкомасштабных планов. Изучая мировые досье, видишь, что для того, чтобы выйти на всех врагов, надо держать виновника на нейтральном поле, тогда станет легче выйти на украденные миллиарды им крупный «акул». Это одна из главных версий.
— Есть ли другие причины того, что Эльдара Махмудова не привлекают к следствию? Достаточно ли прошедшего периода для следствия, чтобы прийти к конкретному результату?
— Эльдар Махмудов фактически находится в заключении на вилле, построенной на награбленные деньги. Однако с помощью этого органа миллиарды манат утекли за границу. Мне кажется, каждый шаг государства рассчитан на устранение последствий. Лица, пострадавшие в ТЦ «Карвансарай» и на рынке «8-ой километр», стали «жертвами репрессий». На первом этаже МНБ производились пытки, на втором этаже им называли сумму, а на третьем отправляли людей за решетку по ложным обвинениям. Чтобы реабилитировать имидж и спасти образ чекистов, за эти преступления должны ответить. Лишить човдаровцев гражданства означало бы приравнять их к террористам ИГИЛ и спасти народ от таких головорезов. Однако представители структур, которые должны контролировать деятельность органов безопасности, тоже несут ответственность.
— Из ваших слов выходит, что Эльдар Махмудов не привлекается к следствию для возвращения миллиардов, которые он вывел из страны, пока был министром. Разве не правильнее было бы арестовать его и потом добиться возвращения денег?
— Эльдар Махмудов превзошел даже Берию, у него был большой аппетит. Его изоляция и превращение в заключенного – уже полпобеды. В любом случае, у органов прокуратуры есть карта операции. Надо быть терпеливыми. Дзержинский говорил, что у чекиста должны быть чистые руки, холодный разум и горячее сердце. Эльдар Махмудов и его шайка делали все наоборот. Разоблачить его деятельность не так уж и просто. Вынесенное по завершении следствия решение будет таким, как многие и ожидали. Потому что наказание бывшего министра напугает определенных людей.