Заводчик карабахской породы лошадей, редактор «Племенной книги лошадей Карабахской породы» (II том) Яшар Гулузаде направил обращение на сайт Minval.Az, адресованное президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.
Яшар Гулузаде старается донести до сведения президента творящийся в сфере коневодства произвол и бесхозяйственность. Учитывая актуальность этой темы, представляем это обращение целиком и без изменений:
Президенту Азербайджанской Республики господину Ильхаму Алиеву
Открытое письмо
Глубокоуважаемый господин Президент!
Я обращаюсь к вам посредством медиа, так как хочу, чтобы вы лично ознакомились с этим важным вопросом. Я много раз писал письма на ваш адрес, но ответ приходил из других инстанций, поэтому никакого реального результата я все еще не добился.
20 из 50 лет своей жизни я посвятил разведению, выращиванию и пропаганде карабахских лошадей. Когда Агдамский район был оккупирован в 1993 году, а карабахские кони были вынуждены кочевать, их поголовье резко сократилось, порода была на грани исчезновения. Как и ряд других конников, я принял решение начать деятельность по спасению нашего бесценного национального достояния — прекрасных карабахских скакунов. Это было нашим святым долгом перед родиной и нацией. За эти годы в моем хозяйстве было выращено более 80 голов чистопородных карабахских лошадей, соответствующих требованиям породы. Многие их этих коней — самые известные представители карабахской породы, они используются в качестве лучших производителей в действующих хозяйствах и составляют генофонд породы. Большинство конников в Азербайджане знают этих лошадей по именам.
На самом деле, ситуация в государственных хозяйствах, которые должны заниматься содержанием, сохранением и разведением карабахской и дильбазской пород лошадей, совершенно иная. Здесь нет истинных любителей этих пород. Акстафинский конзавод по разведению английской чистокровной верховой породы и Шекинский конзавод по разведению дильбазской породы полностью уничтожены, там совсем не осталось породистых лошадей. В Агдамском конном заводе, расположенном в Газахском районе, который должен заниматься разведением дильбаских и карабахских лошадей, типичных представителей этих пород можно пересчитать по пальцам. В хозяйствах, которые на бумаге владеют десятками и даже сотнями лошадей, наберется не более 10-15 коней, более или менее похожих на дильбозскую и карабахскую породу. Из-за того, что Министерство сельского хозяйства потеряло контроль над этими конзаводами, то они были утрачены и для нашей нации и государства. Карабахская и дильбазская породы лошадей, являющиеся очень важной составляющей мирового культурного наследия, неоценимым национальным достоянием нашего народа, одними из самых древних пород в мире, а также неотъемлемой частью отечественной истории, фактически остались без внимания и заботы государства, подверглись деградации и реальной опасности. Если принять во внимание, что эта порода названа в честь Карабаха, который является нашим больным местом, а коварный враг представляет во всем мире карабахских коней в качестве своей национальной породы, то наглядно проявляется серьезность сложившейся ситуации и становится ясно, что этот вопрос очень важен со стратегической и политической точки зрения. Мне кажется, такое отношение к нашей национальной породе можно назвать провокацией против национальных и государственных интересов.
Хорошо, что есть истинные любители и ценители этих пород лошадей, которые посвящают им свою жизни и стараются спасти их во что бы то ни стало. Таким образом, в результате стараний именно этих людей, которые испытывая финансовые трудности, отрывая от семьи, тратили последние деньги на лошадей, удалось спасти часть золотистых коней и даже увеличить их поголовье.
Назначение Эльчина Гулиева президентом Федерации конного спорта Азербайджанской Республики, оживление в федерации, восстановление скачек, ремонт Бакинского государственного ипподрома и скаковой дорожки дали определенные надежды. Мы надеялись, что в скачках и соревнованиях преимущественно уделят внимание карабахской и дильбазской породам, а конная стратегия Федерации будет построена на основе национальных пород. Но увы, эти надежды не оправдались, призовой фонд скачек для других пород был определен намного выше, чем для национальных, а плата за аренду денников была повышена с 20 до 50 манатов. Стали устанавливать различные правила, создавать трудности, препятствуя тому, чтобы владельцы лошадей могли спокойно приходить на ипподром. Установили военный режим.
А ведь это один из факторов, препятствующий популяризации национального коневодства и увеличению числа частных коневладельцев. Но и этого оказалось мало, и руководство Федерации, вместо того, чтобы направить имеющиеся возможности на развитие и пропаганду карабахской и дильбазской пород, воодушевились вошедшими в историю работами графа Орлова и маршала Буденного и загорелись идеей вывести новую породу. Вместо того, чтобы развивать карабахскую и дильбазскую породы, разделяющие тысячелетиями судьбу нашего народа и являющиеся нашим бесценным национальным достоянием, превратившиеся в важную часть мирового культурного наследия, Федерация предпочла выводить новую породу, неизвестно для чего и в каких целях. Выходит, мы будет выводить новую породу, тогда как не можем сохранить имеющуюся!
Когда вы выделили 2 миллиона манат на сохранение и увеличение генофонда карабахских лошадей, а затем дополнительно 1,5 миллиона манат на завершение работ в этом направлении, и еще 1,5 миллиона манат на развитие дильбазской породы — это стало конкретной поддержкой наших национальных пород за прошедшие 22 года и дало надежду азербайджанским конникам, создало веру в будущее национального коневодства. В этих указах поручение «сохранить и приумножить генофонд национальных пород» имеет большое значение. Это является показателем научного подхода к сохранению и восстановлению национальных пород лошадей, становления в центре внимания фундаментальных требований зоотехники. За это я хочу выразить вам особую признательность!
Но я считаю, что структуры, которые привели в такое состояние наши национальные породы, не в силах осознать ваши указы и значимость оказанной моральной и материальной поддержки, и выполнить стоящие перед ними задачи, а также проводить государственную политику в этой сфере. Я хочу довести до вашего сведения всего лишь один факт — в Министерстве сельского хозяйства нет Управления коневодства или хотя бы отдела, там нет ни одного профессионала в этой области. Нет никого, кто бы осознавал не только значимость наших национальных пород, но и, вообще, разбирался бы в лошадях и связанных с коневодством проблемах. Если бы это было не так, то в конных хозяйствах выращивались бы лошади, соответствующие породе. Представьте себе, что когда вы посетили Агдамский район, то не нашлось ни одного карабахского скакуна, выращенного на Агдамском конном заводе, чтобы показать вам. В ходе того самого визита вам подарили коня по кличке «Шахбулаг» якобы выращенного на конзаводе, а на самом же деле этот конь выращен в моем хозяйстве, его выкупили у частного владельца, а его настоящая кличка «Агрыдаг».
Разве смогут структуры, которые не гнушаются обманывать главу государства, изменить плачевное состояние в коневодстве? Лично я в этом сильно сомневаюсь. Если на выделенные вами 2 миллиона манатов так ничего и не сделали, то что же сделают на выделенные вами дополнительные 1,5 миллиона манат? Допустим, они выполнят определенные работы, построят конюшни, отвечающие высоким стандартам, разовьют финансово-техническую базу хозяйств, но каких лошадей они собрались держать в этих конюшнях? Откуда и на какие деньги они купят именно карабахских и дильбазских лошадей? Ведь родина этих лошадей — Азербайджан, они наше национальное достояние, принадлежат именно нам, их не купишь за границей. У Минсельхоза нет типичных, элитных представителей этих пород, как они собираются защищать генофонд, которого и нет? Самые лучшие, элитные представители этих пород сосредоточены в частных руках. Мне кажется, если бы ваша финансовая помощь была направлена не тем хозяйствам, которые из-за своего безразличия уничтожили наши национальные породы, а частым хозяйствам, которые годами безвозмездно, без зарплат и премий разводят этих лошадей только лишь из-за большой любви к ним, то было бы намного эффективнее. Они смогли бы проделать гораздо большую работу, тем более у них есть необходимый генетический материал. С вашей поддержкой заводчики этой породы смогут сделать для нее гораздо больше. Структуры, которые довели коневодство до такого состояния, не могут да и не хотят выполнять ваши поручения.
Уважаемый господин Президент!
Желаю Вам успехов в делах, осуществляемых во имя нашей нации и государства! Надеюсь, что мы все станем свидетелями того, как исполнятся ваши указы, желания и мечты, направленные на спасение национальных пород лошадей, являющихся источником гордости каждого азербайджанца, ставшими одним из священных атрибутов нашей нации и государства. Да здравствует Азербайджан!
С уважением,
Гулузаде Яшар Алигусейн оглу