Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко в Астане подписали договор о Евразийском экономическом союзе. В ближайшее время к трем странам присоединится и Армения. Документ, который вступит в силу с 1 января 2015 года, предусматривает высокий уровень интеграции экономик стран-участниц, гарантирующих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в ключевых отраслях — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ (170 миллионов человек).
Какие цели ставила перед собой Россия, создавая Таможенный союз и Единое экономическое пространство, и сумел ли Азербайджан воспрепятствовать российскому давлению в этом вопросе?
Политолог Зафар Гулиев считает, что на постсоветском пространстве (особенно в сегодняшних реалиях) очень трудно отделить политические факторы от экономических.
Например, по его мнению, где-то в Европе или в другой точке мира, где более или менее стабильно устоявшаяся ситуация, страны, выбирая те или иные экономические альянсы, в гораздо меньшей степени (в отличие от нас) задумываются о факторах политической целесообразности и геополитической безопасности.
«Дело в том, что там доминируют чисто экономические факторы, а у нас, на постсоветском пространстве, особенно на фоне событий, происходящих в Украине, хочешь-не-хочешь, а любая страна, задумываясь о перспективах экономического отношения с ЕС или Евразийским союзом, прежде всего, думает о политической целесообразности, исходящих угрозах,- полагает Зафар Гулиев.
«Азербайджан в осторожной форме более полутора лет сопротивляется вступлению в Таможенный союз, который выступает в качестве этапа на пути дальнейшей интеграции в Евразийский союз. Руководство страны прекрасно понимает, что с экономической точки зрения этот альянс ему не столь выгоден, поскольку Азербайджан в этом плане — самодостаточная страна, способная вполне обходиться без ТС. Мы можем сами контролировать свои экономические границы, а если мы вступим в ТС, властям придется считаться с едиными нормами, и во многом подгонять свои интересы под общие правила».
По мнению политолога, с другой стороны, вопрос не только в экономической целесообразности вступления Азербайджана в этот союз. Так, прежде всего, вступление в Евразийский союз приведет к усилению влияния России в Азербайджане и в политическом отношении страна потеряет часть суверенитета, вынуждена будет поступиться своими западноевропейскими отношениями, в том числе и в энергетической сфере.
Зафар Гулиев убежден, что, если Азербайджан — без фактора жесткого принуждения, а с точки зрения добровольного выбора — будет стоять перед необходимостью вступления или в ЕС или в Евразийский союз, то наши власти все-таки отдаст предпочтение первому.
«Сегодня сложно прогнозировать ситуацию. Если Азербайджан будет находиться под жестким прессингом России, и нашей власти будут в буквальном смысле заламывать руки, нельзя исключать, что в тактических целях она может дать согласие на вступление в Евразийский союз. Азербайджан сумел устоять на этом этапе. Мультивекторная сбалансированная политика оказала определенную помощь Азербайджану. Страна не стала обострять отношения ни с Россией, ни с Ираном, ни с другими соседями. Более того, Азербайджан не изменил своим стратегическим национально- государственным интересам»,- заключил он.
В свою очередь, политолог Зардушт Ализаде полагает, что потенциал стран, который объединяется в новом альянсе, не идет ни в какое сравнение с потенциалом Евросоюза, Китая, позиции которого в Центральной Азии довольно сильны.
По мнению аналитика, создание союза — прогрессивный шаг в направлении сохранения остатков былой советской экономической мощи, и страны-участницы попытаются на этой базе добиться какие-то выгодные цели.
При этом политолог очень пессимистично настроен перспективами этого объединения. «Потому что любое объединение имеет конкретный локомотив», считает он.
«К примеру, Германия и Франция — локомотивы промышленности Евросоюза. Это динамично развивающиеся экономики. А промышленность России деградирует. Деградирует сфера высоких технологий, техническая и научная сферы. Единственное, что она имеет – это ее ракетно-ядерный потенциал, который может быть необходим в геополитических делах, а в экономических – навряд ли. Белоруссия имеет абсолютную выгоду от этого объединения, потому что она хочет получать российские товары по низким ценам. Белорусская промышленность – конкурентоспособная,- полагает аналитик. — В Казахстане, как и в России, управляет коррумпированная элита, которая не способна поставить перед нацией задачи созидания и добиться ее реализации. Казахстан в советское время имел огромный потенциал, который в финансовом отношении сегодня хоть и возрос, но в промышленном — отстает. Трудно говорить о будущих членах этого союза – Киргизии, Армении. Потому что с экономической точки зрения их потенциал равен практически нулю.
З.Ализаде считает также, что Россия сегодня пытается сохранить под контролем то, что когда-то она проворонила. А саму Россию политолог называет «Намярдистан»- страной предателей: они предали мировое коммунистическое движение, мировой социалистический лагерь, советские народы, прежде всего — азербайджанский».
«Элита, которая управляет Россией – ни национально ориентированная, ни идеологически ориентированная. Они имеют один ориентир – карманы. Сохранить власть и продолжить грабить Россию и другие страны. К сожалению, тип рыночных отношений, который сложился на постсоветском пространстве — криминальный и не готов к развитию,- говорит эксперт. — Азербайджанская элита также ориентирована на собственный карман, обогащение. Власть смотрит на свой народ, как на объект извлечения прибыли. Министры, элиты не обладают навыками современных бизнесменов, не готовы к созданию наукоемких производств. Они привыкли только отнимать, брать под свой монопольный контроль плоды труда людей, которые создали что-то прибыльное».
Политолог полагает, что Азербайджан, который не имеет промышленности, навряд ли получит какие–либо выгоды, подключившись к Евразийскому экономическому союзу.
При этом он напомнил, что это огромный рынок, задавшись тут же вопросом: а что Азербайджан будет продавать на этом рынке?
«Все забывают о том, что Евросоюз разрешил странам Восточного партнерства беспошлинно ввозить товары свыше 4000 наименований. Азербайджан разве воспользовался этим? За эти годы наши бизнесмены, бизнесмены — министры не удосужились создать ни одну сферу экспортноориентированной промышленности, чтобы выйти, наконец, на европейский рынок»- резюмировал он.
Политолог Вафа Гулузаде считает, что подписание договора о Евразийском экономическом союзе – то же самое, что в свое время подписывались договор об СНГ, ОДКБ и этот договор также останется лишь на бумаге.
«И у Казахстана, и у Белоруссии есть собственные национальные интересы, которые отличаются от интересов России. У этих стран есть двухсторонние отношения со всем миром, поэтому превратить их в свое орудие России не удастся. Никто не отказывался от сотрудничества с Россией, там, где выгодно. Все сотрудничают с ней на двухстороннем базисе в силу своих интересов. А этот союз, после такого крупного поражения в Украине, нужен Путину для того, чтобы показать, что он уверенно продолжает свою политику в целях создания подобных альянсов» — уверен политолог.
Вафа Гулузаде уверен, что Азербайджан никогда не присоединится Евразийскому экономическому союзу, в силу того, что все в стране ориентировано на Запад. А страны, которые подписали этот договор, просто вынуждены были пойти на такой шаг.
«Белоруссия будет имитировать свое участие в союзе, потому что является союзным государством России. Казахстан, в свою очередь, имеет огромное русское население и очень боится, что часть ее территории может постигнуть участь Крыма. Пора бы России акцентировать свое внимание на внутренних процессах и поднять, искалеченную советской властью, экономику, направив ее в русло развития. Мир поменялся, а доктрины, психология российской империи не поменялась. Необходимы перемены, причем не ради нас. А они все еще мечтают о восстановлении СССР. Путин хоть опровергает подобные мысли, но его окружение – рупоры говорят обратное. Все это сулит гибель самой федерации. Они боятся отказаться от этого, чтобы не остаться без ничего. А перестроиться, как Китай они не смогут, потому что перестройка эта им не под силу»,- подчеркнул Вафа Гулузаде.
Эмиль Мустафаев










