Обсуждение вокруг отставки премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу продолжаются. В канун внеочередного съезда ПСР, который состоится 22 мая, на пост нового премьер-министра называются новые имена. Пока на этот пост претендуют 7 человек. Однако наблюдатели уверены, что преемником Давутоглу станет гораздо более слабая фигура, которая фактически станет тенью президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
По поводу причин уже высказаны определенные соображения. Главным мотивом является то, что Эрдоган, являясь сильным и харизматичным лидером, претендует на абсолютное лидерство в стране, и он не хочет видеть наряду с собой другую сильную фигуру, даже своего однопартийца. Когда Эрдоган был премьер-министром, президентом был слабая фигура Абдулла Гюль, и теперь, когда Эрдоган сам стал президентом, он хочет слабого и «послушного» премьер-министра.
Одним из актуальных моментов является персона Давутоглу, то есть его независимый статус и широкие возможности для маневра. В любом случае, подготовка к уходу Давутоглу с поста премьер-министра и вообще из политики создает впечатление, что во внешней и внутренней политике Турции завершается какой-то этап.
Будет кстати коснуться одного момента, вынуждающего Давутоглу подать в отставку. Не секрет, что Кремль всегда больше нацеливался на нынешнего премьер-министра, нежели на президента Эрдогана. Мы имеем ввиду обостренные отношения между Москвой и Анкарой после инцидента с российским самолетом в ноябре прошлого года. Стоит учесть эту деталь, сыгравшую роль в отставке Давутоглу.
Известно, что ответственность за этот инцидент взял на себя Ахмед Давутоглу, сказав, что он лично приказал сбить Су-24. Да, Эрдоган тоже поддержал этот шаг Военно-воздушных сил Турции, но он постарался смягчить ситуацию и несколько раз говорил, будто бы извиняясь, «мы не хотели, чтобы так вышло», и предлагал Москве пойти на примирение. В последний раз он сделал жест для примирения в Вашингтоне.
Но Давутоглу в связи с этим инцидентом и тогда и сейчас занимает принципиальную и бескомпромиссную позицию. Руководство Кремля не могло не обратить внимания на это. К тому же в ходе визита в Баку премьер-министр выразил очень жесткую и вызвавшую гнев у Москвы позицию. Обещания Азербайджану любой поддержки по Карабаху тоже вызвало раздражение у Москвы.
***
Другими словами, фактор Давутоглу в испорченных отношениях из-за инцидента с самолетом всегда выделялся своей специфичностью. Подчеркнем, основной является мысль, что в отставке Давутоглу главную роль сыграли его отношения с Эрдоганом. Но у айсберга есть и невидимая сторона. Так о чем же идет речь?
Естественно, Эрдоган всегда осознавал, что после 24 ноября Москву больше раздражает персона Давутоглу, нежели его собственная. Не исключено, что этот фактор сыграл роль в «принесении в жертву» премьер-министра. Как заявляют, в проводимых время от времени конфиденциальных переговорах в направлении примирения принципиальность Давутоглу играла сдерживающую роль.
Мы уже писали о переговорах по примирению и работе двусторонних комиссий и даже отмечали роль Азербайджана в этом процессе. Например, 4 февраля в статье под названием «Россия и Турция вот-вот договорятся – скрытный фактор Азербайджана» мы подчеркивали:
«По полученной нами информации, в предстоящие дни напряженность в отношениях России и Турции спадет. Сообщается, что в контактах и посредничестве будет присутствовать и азербайджанский фактор… Сообщается, что эти контакты уже подходят к концу, и в скором времени все вернется на круги своя. «Естественно, Запад и Альянс этого не хочет. Но правительства обеих стран прекрасно понимают, что война обернется катастрофой для российского и турецкого народов, а в результате «третья сила» воспользуется ситуацией и получит политические и экономические дивиденды», — добавил авторитетный источник. Под «третьей силой» подразумевается США и Евросоюз. Потому что теплые отношения между Москвой и Анкарой во всех сферах, которые существовали до 24 ноября, а также неприсоединение Турции к экономическим санкциям против Кремля и проведение независимой политики в регионе идут в разрез со стратегией Запада в связи с регионом».
Но ожидания не оправдались. В качестве причины этого указывается заявление Ахмета Давутоглу на одном из митингов в Турции в канун достижения взаимопонимания, что еще больше обострило отношения между Москвой и Анкарой. В том выступлении он раскритиковал Россию и Путина, свел к нулю процесс примирения и выступил против политического курса Эрдогана.
Добавим, что в политических кругах России Давутоглу считают в большей степени проамериканским и проевропейским, нежели Эрдоган, полагается, что именно с помощью него Запад старается чинить препятствия на пути примирения Анкары и Москвы.
***
То есть, на самом деле, Путин мог потребовать отставки Давутоглу, чтобы напряженность в отношениях сдвинулась с мертвой точки. Просто это желание совпадает с текущими политическими интересами Эрдогана. Это предположение усиливает также уход Давутоглу из политики в целом.
***
Сближение России и Турции сейчас стало необходимым, как никогда. Если для России это примирение необходимо для улучшения все более ухудшающегося экономического положения и ослабления влияния экономической и политической изоляции со стороны Запада, то для Турции это оно необходимо в экономических интересах и для привлечения российских туристов в начинающийся летний сезон, а также для размораживания проекта «Турецкого потока» и строительства АЭС Аккую.
Внезапная отставка Давутоглу создает впечатления жеста доброй воли России. Но будет ли этого достаточно для примирения с Москвой, трудно сказать.
Стоит напомнить, что один из официальных лиц России говорил, что отставка Давутоглу не окажет серьезного влияния на отношения двух стран, так как во главе турецкой политики пока еще стоит Эрдоган. Москва еще не проявила реакции на самом высоком уровне в связи с отставкой Давутоглу.
Одно можно сказать точно: после ухода сильного премьер-министра ответственность за отношения между Москвой и Анкарой полностью ляжет на Эрдогана, и его возможности для маневра в некоторой степени ограничатся. Хорошо это или плохо – покажет время.