Дипломатические новости по степени интереса аудитории уже могут соперничать с военными сводками. 11-часовой переговорный марафон в Москве завершился подписанием соглашения о гуманитарном перемирии по критериям Красного Креста: вывезти тела погибших, обменяться пленными и т.д. Выражена также политическая воля к началу субстантивных переговоров. Это —то, что вчера с ночи в режиме «Молния!» передавали информагентства.
Но что за кадром? До чего именно договорились в Москве Байрамов и Мнацаканян при посредничестве Лаврова? Наконец, чего ждать от этих договоренностей в ближайшее время?
Намеренно воздержимся от подробного объяснения «азбуки» и не станем долго и подробно растолковывать, что «гуманитарное перемирие» — это не полномасштабное прекращение огня, что в московских соглашениях нет ни слова ни об «отводе войск», ни о возобновлении мониторинга ОБСЕ и даже не названы дата и место следующей встречи. Важно другое. Да, гуманитарное перемирие дает шанс на возобновление процесса политического урегулирования. Более того, приняв предложение о гуманитарном перемирии, Азербайджан срывает планы формирования Арменией этакого «дипломатического фронта» и избегает понятных политических рисков.
Кроме того, закреплено, что диалог должен стартовать в существующем формате (так что господин Пашинян может использовать свои призывы к переговорам с оккупационным режимом в Ханкенди в самом лучшем случае в качестве закладки в телефонный справочник). И самое главное, указано, что переговоры должны быть субстантивными, то есть по существу, чего и добивалась наша страна, и основываться на базовых принципах, которые принял Азербайджан и от которых всеми силами отбрыкивалась Армения.
А вот дальше внимательно. И желательно «на холодную голову». Точно так же, как в одну реку нельзя войти дважды, возможный «рестарт» переговорного процесса произойдёт уже в совершенно другой ситуации — благодаря железной воле и решимости Президента Ильхама Алиева, благодаря успехам военного строительства и достигнутой в Карабахе исторической победе.
Статуса-кво, который посредники не смогли изменить за 30 лет переговоров, более не существует. Линии соприкосновения в ее прежнем варианте — тоже. Азербайджан прорвал линию защитных укреплений, над которой агрессоры работали больше четверти века, уверенно продемонстрировал свое силовое преимущество, лишил Армению изрядного количества танков, БМП, систем залпового огня, командных пунктов и “живой силы”, включая подготовленных профессиональных офицеров. И теперь переносит свои требования в политическую плоскость. Азербайджан возвращает себе Карабах, используя и военный, и политический, и дипломатический путь. Фраза президента Азербайджана: «Мы знаем, что, когда и как надо делать» — получает конкретное прочтение. Теперь уже ни у кого не осталось иллюзий: миф о «непобедимой армянской армии» разлетелся на кусочки так же, как армянская бронетехника под ударами азербайджанских беспилотников, так что уже не Еревану капризно топать ногами —теперь свои условия ставит Баку. И на первом месте — признание территориальной целостности нашей страны и принадлежности Карабаха Азербайджану и четкий график вывода армянских войск с территории Азербайджана. По сути дела, наша страна предъявила ультиматум и Армении, и посредникам: больше никакого «замороженного состояния», переговоров «для галочки» и «косметических мер» типа «давайте поставим видеокамеры на линии фронта”.
А это значит, что дальнейшая динамика событий зависит уже от поведения Армении, которой предоставлен последний шанс. Если там осознают степень и глубину своего разгрома, поймут, что настало время признавать поражение и, запрятав поглубже мечту о чужих землях, представят график вывода войск — тогда Армения получает шанс на выход из войны с теми потерями, которые у неё есть на момент написания этой статьи. Но если в Ереване опять изберут путь опасной демагогии и военных провокаций — шанс на мир будет потерян.
А пока что уже после 12-00 10 октября, когда и должен был вступить в силу режим прекращения огня, с линии фронта сообщают о провокациях армянских агрессоров, о попытках перейти в наступление и об обстрелах азербайданских городов, что быстро и эффективно пресекается Азербайджанской Армией. И это как минимум заставляет усомниться, готовы ли к миру в Армении
Нурани, политический обозреватель