«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже есть

«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже есть

«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже естьПоедет ли сын Никола Пашиняна в Карабах, еще неясно, но в Баку уже выразили свое возмущение самим фактом службы призывников из Армении в оккупированном Карабахе

Как можно «осовременивать» страну? Способов не меньше, чем государств на планете. Одни лидеры делают ставку на развитие «технопарков» и современных производств, другие внедряют концепцию электронного государства, третьи, не заблуждаясь насчет реального положения дел, рассчитывают решить проблему с неграмотностью, а некоторые пока снабжают избирательные бюллетени еще и рисунками-символами около фамилии кандидата и названия его партии,чтобы избиратели не запутались и поняли, где ставить «птичку».

А вот Никол Воваевич Пашинян тоже решил «осовременить» Армению. Правда, идея с созданием местной “силиконовой долины” еще во времена Сержа Саргсяна успела благополучно заглохнуть, так что премьер-министр попытался зайти с другой стороны и сделать ставку на соцсети. Брать пример предпочел ни много ни мало с Дональда Трампа. Президент США любит «Твиттер», а премьер-министр Армении предпочитает прямые эфиры на «Фейсбуке». И вот недавно вышел в эфир вместе со своим сыном Ашотом и объявил: его отпрыск отправится служить в Карабах! Сам Ашот подтвердил: «Я решил сам написать заявление и провести службу в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — ред.). Я всегда считал, что единственным способом мира является усиление армии». А затем Пашинян-отец проникновенно добавил: «Всех моих соотечественников 18-27 лет, находящихся за рубежом, я призываю вернуться в Армению и выполнить долг перед родиной. Я говорю это как гражданин и как премьер-министр, который в случае начала войны — не дай Бог, конечно – должен исполнять обязанности верховного главнокомандующего». В Сети уже рассказывают: ах, Ашот Пашинян учился в Тартусском университете, но решил вернуться и с ближайшим призывом пойти в армию, пусть и остальные «уклонисты» берут с него пример! Затем господин Пашинян добавил:

«Обращаюсь не к тем, кто действительно серьезно болен. А к тем, кто находится в пограничном состоянии, либо использовал какие-то связи для медицинской справки. Новая Армения не для таких путей. Поэтому я хочу призвать их обратиться за повторной экспертизой, или излечить свои болезни и тоже с 1 июля отправиться на службу. Я прошу и требую, чтобы вы понесли свою долю ответственности перед страной». Есть сведения, что с июльским призывом в армию пойдет и сын министра обороны Давида Тонояна. Впрочем, отправится ли и он в Карабах, пока не уточняется.

«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже есть

Возможно, конечно, что в Ереване и впрямь рассчитывали: вот сейчас, просмотрев Фейсбук-эфир, все «уклонисты», которые находятся за рубежом, выстроятся в очереди за билетами, а местные обладатели разного рода «справок» побегут к дверям ближайшего военкомата. Но пока единственным результатом пашиняновского эфира оказалась громкая политическая оплеуха от Баку.

Руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Азербайджана Хикмет Гаджиев, комментируя очередную «сенсацию от Пашиняна», заметил,что в Армении уже идет на спад период эйфории после отставки Сержа Саргсяна и действующий премьер Пашинян в качестве очередного популистского шага отправил сына в оккупированный Нагорный Карабах для несения воинской службы. После чего напомнил: «Прохождение граждан Армении воинской службы на территории другого государства, коим являются оккупированные территории Азербайджана, является грубым нарушением норм и принципов международного права и даже законов самой Армении». Азербайджанский дипломат подчеркнул, что этим действием руководство Армении подтвердило, что международно-правовую ответственность за оккупацию территорий полностью несет именно Армения: «Так, в результате военной агрессии Армении против Азербайджана продолжается оккупация территорий Азербайджана вооруженными силами Армении».

«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже есть

Гаджиев отметил, что власти Армении заставляют армянскую молодежь проводить в траншеях на оккупированных территориях Азербайджана наиболее продуктивный период своей жизни вместо того, чтобы заниматься образованием и творчеством. «Вместо подобных популистских шагов властям Армении стоило бы серьезно задуматься о решении глубоких социально-экономических проблем страны и армяно-азербайджанского конфликта, задуматься о сосуществовании со странами региона в условиях мира и добрососедства. Это было бы намного полезнее для населения Армении»,- подчеркнул Гаджиев.

Это уже не первый «ляпсус» Никола Воваевича на карабахской теме. Сначала он, подберем самый мягкий эпитет, «неудачно выразился», потребовав «участия Арцаха в переговорах». В Баку его капризные требования подняли на смех, в Армении перепугались и начали обвинять премьера в том, что он своими заявлениями куда больше сработал на Азербайджан, чем помог «карабахскому делу». Теперь  новый громкий шаг — и новый провал. А заодно и повод поинтересоваться, насколько новый премьер-министр Армении вообще в курсе «карабахских тонкостей».

Об этом в Ереване не принято говорить вслух, но высказать позицию Армении по Карабаху так, чтобы не схлопотать неприятностей ни внутри страны, ни за ее пределами — задача действительно не из легких. Просто позиция у Армении такая, что с ней в калашный ряд как-то неудобно. А на меньшее не согласен уже местный политический класс, где не желают даже слышать о компромиссах и требуют признать нынешнюю линию фронта в качестве границы, а особо выдающиеся продолжают строить планы новых территориальных захватов. На этом фоне вряд ли удивительно, что «народный премьер» раз за разом попадает в ситуацию «язык поскользнулся».

Плюс ко всему нет и уверенности, что Пашинян, который, как бы это поделикатнее, огреб проблем на международной арене, смог добиться таким образом должного популистского эффекта.

Казалось бы, ему, «народному премьеру», недавнему вожаку массовых протестов, не стоит жаловаться на отсутствие популярности. Только вот знающие люди предупреждают: «электорат», в отличие от ресторанчика в популярном месте отдыха или сети супермаркетов, не получится раз и навсегда «приватизировать», а потом получать дивиденды. Популярность у избирателей надо подтверждать, причем громкие лозунги и сладкие обещания хороши, пока надо «брать власть», а вот уже оказавшись в кресле премьер-министра, предъявлять публике надо уже не прожекты и не обещания, а реальные шаги. Хорошо, если у победившего кандидата есть четкая программа реформ, а еще квалифицированная команда, способная эти реформы осуществить. Но как быть, если нет ни того, ни другого?

Вот в таком случае, предупреждают эксперты, в ход нередко идут разного рода популистские шаги, вроде поездок в свой офис на метро, демонстративных покупок в не самом дорогом супермаркете и т.д. Или, как в случае с Николом Пашиняном, отправка сына служить в Карабах. Тем более что по поводу неблагополучия в армии наслышана аудитория не только в самой Армении, но и за ее пределами. Солдатские матери жаловались, что армянские призывники вынуждены покупать за собственные деньги обмундирование, нижнее белье и средства гигиены. Никол Воваевич вынужден был заявить, что берет под личный контроль снабжение солдат всем необходимым. Правда, осталось неясным, собирается ли он лично проверять тумбочки в военных частях и уточнять у солдат источник происхождения трусов и майки. На этом фоне обещание отправить сына в Карабах — шаг ожидаемый, но вот насколько эффектный — вопрос открытый. Во всяком случае, не факт, что Ашот Пашинян отправится на линию фронта и будет принимать участие в боевых действиях. Те, кто проходил службу в Афганистане еще в годы существования СССР, рассказывали: служба в этой стране, участие в реальных боевых действиях в армии были неплохим карьерным «трамплином», и получить соответствующую «отметку» в документы хотели и многие генеральские сынки. Они тоже прибывали служить в Афганистан, проводили время на объектах, которые к их приезду укрепляли так, чтобы они даже теоретически не подверглись атаке, за пределы «охраняемой зоны» не выходили, а потом благополучно возвращались в Союз. Но это Афганистан с партизанской войной, где не было «фронта» и «тыла». А в Карабахе, напомним, есть линия соприкосновения, где стреляют, и есть, к примеру, оккупированный Ханкенди, где куда тише и комфортнее.

Наконец, призыв только в июле. И не факт, что Никол Воваевич за это время не передумает. В Армении, кстати, такие «перемены позиции» в порядке вещей. Достаточно вспомнить, как господин Пашинян, едва водворившись в кресло премьер-министра, забыл о своих прежних обещаниях «вывести Армению из-под российского влияния» и послушно отправился на поклон Владимиру Путину. А уж о его предшественнике и говорить нечего. История, когда Серж Саргсян обещал «отправиться первым рейсом в аэропорт «Степанакерта» уже 9 мая», а потом, после того, как в Азербайджане напомнили, что свое воздушное пространство контролируют, нарушать его не позволят, разрешениия на эксплуатацию аэропорта в Ханкенди не давали, а «залетный борт», который не является добропорядочным и легальным гражданским рейсом, постараются принудить к посадке, а если не получится, то собьют,  начал усиленно делать вид, будто лететь и не собирался и вообще его не так поняли — пример классический.

«Популистского эффекта» еще нет. Скандал уже есть

И самое главное, сам факт подобных популистских фокусов не оставляет сомнений: реальных шансов улучшить ситуацию в стране у Никола Пашиняна и его «команды» нет. В том числе и потому, что для этого нужны прежде всего уступки в Карабахе и нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией. Но вот на это у Никола Воваевича, похоже,  нет ни политической воли, ни решимости, ни характера. А это значит, что нынешняя «оплеуха» в его карьере вряд ли последняя.

Нурани, политический обозреватель

Теги: