Проблема стремления официального Еревана к евроинтеграции в последнее время особо актуальна для администрации Сержа Саргсяна, что обусловлено, прежде всего, необходимостью выхода страны из затянувшегося политического кризиса на фоне создания новых группировок сил в Европе и мире. На основании этого, в экспертном сообществе Армении всё более становится востребованной идея практически полного разрыва с Россией и переориентации на европейский путь развития. Тем не менее, при этом абсолютно остаётся без внимания тот факт, что Европе Армения вряд ли нужна.
Армянское руководство уже открыто шантажирует Москву возможным выходом из евразийского пространства и проведением трансформации в соответствии с европейскими либеральными ценностями. В частности, такой шантаж возникает всякий раз, когда Россия в целях обеспечения баланса интересов на Южном Кавказе ведёт переговоры с Азербайджаном в формате двухсторонних экономических отношений. Подобного рода шантаж до сих пор воспринимается официальным Ереваном в качестве единственного способа заявить о себе на международной арене с тем, чтобы продемонстрировать свою решимость в разрыве зависимости от Кремля.
Между тем, контакты Москвы и Еревана имеют настолько прочный характер, что любое стремление разорвать этот союз может болезненно сказаться, прежде всего, на развитии армянского государства. Такой сценарий обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, особую роль могут играть экономические реалии. Возникающие в Армении процессы демонтажа отношений с Россией могут отвлечь от Еревана львиную долю российских инвесторов, что послужит основанием для резкого спада в армянской экономике, и без того дышащей на ладан. Вместе с тем, европейские инвесторы навряд ли смогут рассматривать Ереван в качестве надежного партнёра, в которого можно вкладывать значительные суммы денег. Армения в результате евроинтеграции на продолжительное время может оказаться в экономической изоляции вследствие разрушения уже налаженных контактов с Россией. Неизбежным следствием этого явится гиперинфляция, сопровождающаяся ещё большей внутренней нестабильностью, социальным расслоением и периодом длительной рецессии.
В Армении на фоне нарастающего раскола в обществе и систематически возникающих политических кризисов администрация Сержа Саргсяна до сих пор не может разработать сколько-нибудь единую концепцию внешнеполитического позиционирования и определить пути обеспечения внутриполитического согласия. В этой связи, несмотря на армянское стремление к евроинтеграции, широкие массы, в большинстве своём, не разделяют брюссельский мейнстрим: согласно недавним социологическим исследования, сегодня «евростандартам» отдают предпочтения только 23% армян, тогда как за сохранение отношений с Россией выступают около 42% опрошенных при 35% воздержавшихся от ответа. Заявление же представителей ЕС, как любят отмечать в среде армянских аналитиков, «консолидировать армянское общество на базе европейских ценностей» при разобщённости данного общества порождает совершенно неоднозначные явления, связанные с образованием искусственной и никак не связанной с реальностью социально-политической платформы.
Кроме того, в период «европейских блужданий» в Армении происходит заметное сокращение уровня демократических свобод, а также стали не редкостью случаи политически ангажированных судебных постановлений. Всё это рассматривается в Европе в качестве «критических обстоятельств», не позволяющих Еревану в ближайшей перспективе даже быть в числе последних, кого можно было бы «впустить» в ЕС.
Вполне понятно, что армянское руководство стремится получить от Европы определённые преференции, избегая при этом конкретных обязательств. В подтверждение этого свидетельствует и многолетняя непоследовательность политических элит Армении, и периодические «заигрывания» с Москвой, при том, что в Ереване уже начинают считать бонусы от возможного сотрудничества с ЕС.
Справедливости ради стоит отметить, что европейские государства, в свою очередь, не спешат считать Армению в качестве потенциального партнёра, а, скорее всего, предпочитают сохранять роль стороннего наблюдателя за потугами режима Сержа Саргсяна, пока предоставляя «армянские дела» на «милость» Кремлю. Однако данная нерешительность Европы стремительно вызывает панику, а часто даже и отчаяние у Еревана, что может ещё больше обострить внутриполитический конфликт, направленный в отношении действующего руководства официального Еревана.
Армянское экспертное сообщество не демонстрирует единого мнения по отношению к идее европейской интеграции страны. Кроме того, многие эксперты весьма скептически относятся к перспективе «вхождения в Европу». Однако есть и те, кто свято верит в то, что будущее Армении без Европы практически невозможно. Тем не менее, основным камнем преткновения остаётся проблема трансформации самой властной парадигмы в Ереване и доведение её до европейского стандарта, что в настоящий момент абсолютно невозможно, учитывая крайнюю политическую и экономическую отсталость страны.
В целом, для вступления в ЕС Еревану не хватает большой политической воли и чёткой программы для поступательного развития в направлении евроинтеграции. В случае с Арменией мы имеем дело с противоположной ситуацией по той причине, что сценарий европейской переориентации для Еревана является совершенно не выполнимым в силу объективных предпосылок, как в экономической, так и политической сферах. ЕС обяжет Армению соблюдать строгие правила поведения, свойственные Европе, на что у Еревана нет ни денег, ни желания.
Денис Коркодинов, российский политтехнолог