Среди множества исторических баек и анекдотов, гуляющих по сети Интернет, есть и такое произведение времен второй мировой войны: «К Гитлеру приходит начальник Генштаба Гальдер и сообщает: «Мой фюрер, Румыния вступила в войну». Гитлер отмахивается: «Гальдер, с этой ерундой вы могли бы управиться и самостоятельно. Выделите против них пять дивизий». Начальник генштаба поясняет: «Мой фюрер, вы не поняли. Румыния вступила в войну на нашей стороне». Гитлер меняется в лице: «Вот это гораздо хуже. Найдите где-нибудь десять дивизий для их защиты»». Насколько эта байка соответствует исторической правде — вопрос открытый, тем более что ценность Румынии как союзника для Германии определяли главным образом нефтяные поля в Плоешти. Но вот на поле боя от румынских войск, считали гитлеровские генералы, пользы мало. Справедливости ради, Виктор Суворов уверен: другие союзники у Германии были не лучше. Италия втянула Гитлера в войну на Балканах, Япония в самый решающий момент — в декабре 1941 года — ударила по США вместо того, чтобы начать наступление на СССР и не позволить Сталину перебросить под Москву резервы из Сибири и Дальнего Востока…Но анекдот про Гальдера и Румынию продолжают рассказывать как классическую иллюстрацию, что бывают на свете такие «дорогие союзники», которые обходятся своему покровителю ой как дорого и от которых «на выходе» больше проблем, чем преференций.
И, судя по всему, Армения в очередной раз готова подтвердить для РФ статус такого вот «дорогого союзника».
«Дорогой исторический союзник»
Задавать вопросы, нужен ли РФ такой союзник, как Армения, в самой России не принято. И не только потому, что потенциальные сателлиты не расталкивают друг друга локтями. В этом контексте принято говорить об исторических связях, многовековой дружбе и, конечно же, о том, что именно Россия «спасла армян от геноцида» и ни в коем случае не упоминать, что «геноцид» этот — не более чем миф, изобретенный для обоснования российских территориальных аппетитов, для чего армянские притязания на Восточную Анатолию подходили как нельзя лучше. Понятно, что все это не на шутку греет душу, напоминает о тех днях, когда в Петербурге перекраивали карту мира и делили земли Османской Империи и Австро-Венгрии и бросали эффектные фразочки типа «Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу».
Но сегодня, в XXI веке, ставки уже иные.
Прежде всего, слова об «историческом союзе России и Армении» надо бы давать с некоторой поправкой. Долгой истории межгосударственного союза у Москвы с Ереваном нет — по причине продолжительного отсутствия армянского государства на карте мира. А есть переселение армян на земли Эриванского ханства в первой половине XIX века, когда таким способом Россия создавала этакий христианский форпост на границе с Османской Империей и Ираном, а затем весьма активно использовала его и во время «холодной войны» против входящей в НАТО Турции. Тогда окрестности Еревана были для Москвы удобным и выгодным «форпостом», «плацдармом» — назовите как хотите. Но теперь Армения, напомним азбучные истины, не имеет с РФ ни общей границы, ни сухопутной связи. Что уже как минимум влияет и на переброску войск, и на оперативное управление, и на подвоз боеприпасов. Словом, в случае масштабной войны весь сосредоточенный в «форпосте» по старой памяти военный «кулак» имеет шанс оказаться в окружении. При таком раскладе Армения — это уже не «форпост», а проблема. Причем с большой буквы «П».
И это только одна составляющая этой «большой буквы «П»». Есть еще такая реальность, как экономика и внешняя политика. И если о войне, к счастью, можно рассуждать лишь гипотетически, то здесь результаты налицо. Подсчитать, во сколько обходится РФ наличие такого союзника, как Армения, не берутся даже специалисты. Миллиард долларов в год эта страна получает от РФ только за счет внутрироссийских цен на нефть, газ и необработанные алмазы. В прямом смысле дорого обошлась России передача в концессионное управление армянских железных дорог, которые теперь Москва обязана содержать в порядке, а вот возить по некогда весьма оживленным магистралям по сути дела нечего. Можно добраться до Грузии и даже до железнодорожных паромов, но выходит слишком дорого. Точно так же с солидной финансовой «нагрузкой» оказалась передача Арменией России местных электросетей — в Армении за электричество платили куриными яйцами и прочей «натурой». Когда же здесь заговорили о повышении тарифов, в Ереване вспыхнули волнения, после которых электросети «посоветовали приобрести» российскому бизнесмену армянского происхождения, владельцу группы «Ташир» Самвелу Карапетяну, и вряд ли он не выторговал себе ничего взамен. Наконец, в кругленькую сумму вылетают оружейные «подарки», иногда в рамках предоставленного Россией же целевого кредита, иногда просто «в подарок», но в обоих случаях за деньги российских налогоплательщиков. Все это еще можно попытаться «оцифровать» и выразить в рублях, драмах, долларах или биткоинах. А впечатляющие политические и имиджевые потери, в особенности на турецком и азербайджанском «треках», которые несет РФ от союза с Арменией, выразить в деньгах уже труднее.
«Армянская помеха» — для Баку и не только
Здесь опять приходится перечислять азбучные истины. Экономический потенциал Азербайджана и Армении сегодня неудобно даже сравнивать, куда бы не «скакнули» цены на нефть. В особенности с учетом конкретики. На развитие взаимных экономических связей всегда работает множество факторов: географическая близость, наличие транспортной инфраструктуры, «инвестиционный климат», наконец, уровень экономического развития.
Экономическое положение у Армении, пардон, «ниже плинтуса». Она, напомним еще раз, общей границы и надежной транспортной связи с РФ не имеет. Экономический интерес РФ к Армении, реальный, а не «нарисованный» в угоду политике — это хороший повод вспомнить слова Рокфеллера: «Дружба, основанная на бизнесе — это лучше, чем бизнес, основанный на дружбе».
В то же время у Азербайджана и России — большая программа экономического сотрудничества. Причем если Армению РФ содержит, то с Азербайджаном сотрудничество во всех смыслах взаимовыгодное. Россия участвует в «нефтегазовых» проектах на Каспии, в ее интересах — коридор «Север-Юг», за российское оружие, в отличие от Армении, Азербайджан тоже платит «живые» деньги и по мировым ценам…Поставки продукции агросектора здесь занимают далеко не первое по важности место. Точно так же масштабная программа сотрудничества есть у РФ и с Турцией. Это и строительство АЭС в Аккую, и транспортировка газа, и туризм, и поставки оружия…Перечислять можно до бесконечности.
А теперь — другая сторона вопроса. С Азербайджаном Армения в состоянии войны, и та поддержка, которую РФ оказывала и оказывает Еревану, понятным образом влияет и на отношения Москвы и Баку. В Азербайджане не устраивают громких антироссийских акций, не закрывают русских школ, не запрещают георгиевских ленточек и не поддерживают «евросоюзовские» санкции против РФ. Но, без сомнения, делают выводы из того заботливого покровительства, которое оказывала и оказывает Армении Россия. Пусть даже не всегда эти выводы высказываются в форме нот протеста, вызова послов или официальных заявлений МИДа.
Точно так же в Турции сделали выводы в апреле 2015 года, когда в разгар сближения Москвы и Анкары президент РФ Владимир Путин взял и отправился в Ереван на мероприятия по случаю столетней годовщины «геноцида армян». Тем более в Турции отслеживали и отслеживают российские усилия по «накачиванию» оружием и своей базы в Армении, и армянской армии, из чего тоже делаются выводы. Экспертов в Анкаре вряд ли можно убедить, что размещенные здесь «Искандеры» направлены против Буркина-Фасо или Вануату. Конечно, у Турции и России хватает противоречий и без Армении, но вот вряд ли можно утверждать, что «ереванский фактор» здесь ну совсем не играет никакой роли.
«Дипломатическая тревога», или «Индейка по-армянски» для российской дипломатии
Строго говоря, у РФ на «азербайджанском треке» в последнее время тоже возникло немало проблем, и не только в связи с «армянским фактором». Активность РФ в «деле Лапшина» на фоне полного равнодушия к судьбе гражданина России Дильгама Аскерова, захваченного в заложники армянскими оккупантами в Нагорном Карабахе, возмутила в Азербайджане многих. Точно так же в Азербайджане вполне справедливо протестовали против закрытия российскими властями Всероссийского азербайджанского конгресса. Наконец, не на шутку ситуацию осложнили заявления Марии Захаровой, которая сначала пыталась установить этакую цензуру в СМИ Азербайджана, потом пыталась давать ценные указания нашим дипломатам…
Возможно, если бы речь шла исключительно о словесной перепалке, Москва вряд ли стала бы объявлять «дипломатическую тревогу». Но на сей раз РФ вынуждена учитывать и кое-что посерьезнее. Азербайджан проводит совместные учения с входящей в НАТО Турцией и — о ужас! — Грузией. Да, с Анкарой у Москвы очередное сближение, потепление и нормализация, да и у власти в Грузии «Грузинская мечта», которая точно так же обещала нормализовать отношения с РФ, но в Москве понимают: пока Турция входит в НАТО, потенциал сближения с Анкарой переоценивать не стоит. А «Грузинская мечта» и не скрывает, что до тех пор, пока Россия оккупирует Южную Осетию и Абхазию, внятной нормализации не получится. И ладно бы Азербайджан обсуждал с Грузией и Турцией полеты лоукостерных авиакомпаний или, скажем, тарифы на перевозку консервированного зеленого горошка через порт Поти, а то ведь военное сотрудничество!
И это еще не главная плохая новость. В Азербайджане построили и ввели в действие трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, теперь успешно и планомерно реализуют проект «Южного газового коридора». Конечно, полностью выдавить РФ с газового рынка Европы одному только Азербайджану не удастся, но вот использовать газ как средство давления на неугодные страны у Москвы теперь, при наличии альтернативного поставщика, уже не получится. К тому же на газ, в отличие от нефти, нет мировой цены, и уже не выйдет продавать тысячу кубометров за четыреста евро, если Азербайджан продает за двести.
Плюс ко всему Баку не только завершает строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, но и создает впечатляющий транспортный хаб с транскаспийским звеном, что уже означает не контролируемый Россией выход к европейским рынкам для стран Центральной Азии. Наконец, Президент Ильхам Алиев обсуждал в ходе своего визита в Варшаву уже и «выход» этого транспортного хаба к берегам Балтийского моря. А вице-премьер РФ Козак накануне на встрече с Президентом Азербайджана обмолвился, что в РФ готовы изучить опыт проведения в Баку «Формулы-1» и использовать этот опыт при организации гонок в Сочи.
И вот так уж это совпало: вскоре после того, как господин Козак в Баку наблюдал за гран-при Азербайджана «Формулы-1» и понимал, что теперь в Сочи придется использовать бакинский опыт, а не наоборот, азербайджанский сектор «Фейсбука» обсуждал сообщение одного из пользователей, что на рейсе «Аэрофлота» Москва-Баку пассажирам предложили «индейку по-армянски». Что возмутило одного из пассажиров. Здесь, конечно, самое время вспомнить, какой скандал поднялся в Ереване, когда на упаковке в местном кафетерии KFC вдруг прочитали, что, оказывается, самый большой ресторан этой сети находится в Баку, и что в том же Ереване даже «кофе по-турецки» приказано именовать «кофе по-восточному». Важно другое. Конечно, «Аэрофлот» — компания российская. Но вряд ли там не знали, что самолет летит в столицу Азербайджана, и что Азербайджан с Арменией в состоянии войны. Так что вполне могли предложить на рейсе что-то другое — точно так же, как авиалинии многих стран на рейсах, направляющихся в столицы стран с преимущественно мусульманским населением, не подают блюда из свинины, а разносить алкоголь на рейсах из Эр-Рияда или Тегерана начинают только после того, как самолет выйдет из воздушного пространства Саудовской Аравии или ИРИ. Но вот соблюдать правила корректности в отношении пассажиров из Азербайджана «Аэрофлот» счел излишним. Более того, в течение многих лет в Москве точно так же, как в менеджменте «Аэрофлота», были уверены, что можно вести политику в отношении Азербайджана, но интересы самого Азербайджана при этом ни во что не ставить. Но теперь на Смоленской площади, похоже, осознали: ситуация в Азербайджане и вокруг него изменилась настолько, что на горизонте появился реальный шанс поперхнуться этой самой «индейкой по-армянски».
«Проханов» пишем, «Хризантема-С» в уме
Сегодня информационные ленты приносят сколько угодно свидетельств, что РФ явно стремится улучшить свои позиции на азербайджанском треке. Напомним: после выходящих за рамки дипломатической вежливости пассажей госпожи Захаровой российская дипломатия и в прямом, и в переносном смысле резко меняет тон. Сотрудники МИДа весьма высокого ранга выступают с заявлениями, где подчеркивают важность сотрудничества РФ с Азербайджаном. Затем следует пространное и весьма доброжелательное интервью посла РФ в Азербайджане господина Дорохина. Затем в Баку приезжает политолог Александр Дугин. А теперь — писатель Александр Проханов.
Он, как и Дугин, не облечен какими-то официальными полномочиями, но известен, востребован и, как уверены многие, весьма влиятелен в идеологической сфере. К тому же сам Проханов, именующий себя «русским державником» и даже «империалистом», заявляет в интервью, что его корни — из знаменитой азербайджанской Ивановки. К тому же он в своей книге «Хождение в огонь» напомнил, как Роберт Кочарян, в те годы один из лидеров сепаратистского движения в Нагорном Карабахе, заявил ему: «Вы же согласны со мной, что вот вы, русские, способны работать только в тяжелых отраслях промышленности, в металлургии, например, делать какие-то тяжелые машины, а вот мы, армяне, — люди более тонких, высоких профессий, более высокого интеллекта, космических лучей…». Позже журналистка Анна Никитина на страницах «Московской правды» совершенно справедливо возмущалась: «Наверное, это не тот случай, когда в ответ на такое вот презрительное отношение к русскому народу и русской культуре надо бы предельно корректным тоном уточнить, к какому классу «тяжелых машин» относится «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского и следует ли приравнять Серебряный век русской поэзии в лице Гумилева, Блока, Ахматовой к черной или цветной металлургии. Как показывает практика, носители подобных взглядов способны слушать и слышать только себя».
Наконец, в те же дни, когда в столице Азербайджана встречали Проханова, в нашу страну, как ранее сообщал Minval.az, прибыла очередная партия российского оружия, в том числе противотанковые ракеты «Хризантема-С».
Строго говоря, всего вышеперечисленного слишком мало для того, чтобы говорить о «пересмотре» Россией своей прежней ставки на Ереван как о свершившемся факте. Приезд в Баку Проханова и выполнение Россией договорных обязательств по оружейным контрактам, к примеру, скандал с «индейкой по-армянски» погасить вполне способны, а вот перевесить подаренное Армении оружие — уже нет. Что, впрочем, оставляет солидное поле для комментариев в стиле «это, возможно, первый шаг», «с чего-то надо начинать», «возможно, теперь начнется процесс политического диалога» и т.д.
Но даже такие половинчатые новости уже не на шутку напугали Армению. Где вновь завопили о «предательстве» своего союзника и начали сыпать упреками в адрес РФ — но, правда, исключительно на неофициальном уровне. Официальные же лица, включая министра обороны Армении Вигена Саркисяна, молчат. Что неудивительно. Успокоить сограждан, заявить, что все нормально, и ничего заслуживающего внимания между Москвой и Баку не происходит, в Ереване позволить себе не могут. Тем более что оружие в Азербайджан поступило как раз в то время, когда аналитики наперебой прогнозируют возможность возобновления военных действий в Карабахе, и опыт прошлогодних апрельских боев Ереван точно не воодушевляет. Но и открыто критиковать Москву в Ереване по понятным причинам опасаются, да еще на фоне таких вот новостей с азербайджанского «трека». Да, Россия не вывела «Искандеры», не разорвала соглашения о создании объединенных группировок войск и т.д., но вот и приезд Проханова, и выполнение оружейных контрактов как минимум означают, что конфронтация с Баку в ближайшие планы Москвы не входит. Так что «московское начальство» лучше «официально» не сердить, но при этом демонстрировать обиды на неофициальном уровне. Чтобы при случае заявить: ну вот видите, наши добрые отношения могут оказаться под угрозой, и наш союз надо чем-то срочно поддержать и подкрепить.
Решение, конечно, за Москвой. Только вот выбирать ей придется не между Баку и Ереваном, а между собственными приоритетами, между национальными интересами РФ, которые настоятельно требуют нормализации отношений с внешним миром, и «постимперским синдромом», следуя которому, Россия уже взялась перекраивать границы Украины и в результате плавно вылетела из «восьмерки» и влетела под санкции.
Так что дальнейшие события на «азербайджанском треке» вполне могут претендовать на роль «лакмусовой бумажки» для политики РФ.
НУРАНИ, специально для Minval.az