Армения, являющаяся частью Евразийского экономического союза, стремится сбалансировать свое участие в блоке, в котором доминирует Москва, расширением торговых связей с Ираном. Об этом пишет Илан Берман в статье, опубликованной в издании The Foreign Affairs.
«Соглашение (официальное название — Совместный всеобъемлющий план действий (Joint Comprehensive Plan of Action) поставило страну на путь крепкого национального восстановления. Но соглашение привело к большему. Так как экономические горизонты Ирана распространились, увеличились также глобальные амбиции страны», — подчеркивается в статье.
Тегеран, который видит регион как забор против международной изоляции, продолжает автор, долгое время нацеливался на более широкую роль на так называемом постсоветском пространстве. «На протяжении долгих лет международный статус Ирана как изгнанника и осторожность стран региона, связанная с опасением не оказаться на неправильной стороне для Соединенных Штатов и Европы, ограничивали региональные контакты Ирана. Но сейчас, освободившись от международных санкций, Иран находит свежие возможности», — отмечает автор.
С экономической точки зрения, по убеждению Илана Бермана, страна глубоко проникает в региональные рынки. «Как часть прилагаемых усилий, за последние недели Иран начал свежие дипломатические переговоры со всеми тремя республикам региона Южного Кавказа (Армения, Азербайджан, Грузия) относительно энергетических планов, которые сделают Тегеран ключевым игроком в других потенциальных региональных трубопроводов. Эти переговоры уже приносят плоды. Иран и Азербайджан на пути подписания новых соглашений об экономическом сотрудничестве в конце этого месяца. Армения также нацелена на расширение контактов с Ираном», — отмечается в статье. Эти подвижки, добавляет автор, отражают создающийся консенсус на Южном Кавказе относительно того, что Иран, вышедший из изоляции, может превратиться в экономическую жизненную артерию для вялых экономик региона.