В последние месяцы вектор очага напряженности несколько сместился с региона Ближнего Востока и темы российско-украинской войны на Западное полушарие. Сегодня в центре внимания медиа и политологического сообщества продолжающееся «холодное» противостояние между США и Венесуэлой. Нынешняя ситуация чем-то напоминает некую шахматную партию, которая разыгрывается между Дональдом Трампом и Николасом Мадуро, причем по понятным причинам американский лидер предпочитает атакующий стиль, в то время как президенту Венесуэлы приходится обороняться.
Изначально, в сентябре этого года, США требовали от Венесуэлы немедленно принять всех выдворяемых граждан страны.
«Мы требуем, чтобы Венесуэла немедленно приняла всех заключенных и пациентов психиатрических учреждений, включая худшие в мире сумасшедшие дома, которых венесуэльское руководство насильно отправило в США»,- объявил тогда глава Белого дома.
Затем акцент был сделан на борьбу с наркокартелями, однако, как отмечало издание The New York Times со ссылкой на экспертов, основной целью США является отстранение Мадуро от власти. Спустя некоторое время Трамп пригрозил военным вторжением в Венесуэлу. Вашингтон усилил военное присутствие в Карибском бассейне: американские эсминцы и другие боевые корабли стоят вблизи венесуэльского побережья. Вероятность военного вторжения настолько напугала Мадуро, что он вынужден был обратиться к президенту США чуть ли не с мольбой: «Нет войне, только мир, пожалуйста, пожалуйста».
Но буквально пару дней назад Мадуро, столкнувшись с непримиримой позицией Трампа, решил сменить риторику и перейти с мягкого тона на более жесткий. Он заявил, что вооруженный конфликт с Венесуэлой станет самой крупной ошибкой президента США Дональда Трампа и концом его политической карьеры. Мадуро пояснил, что Трампа подталкивают к агрессии в отношении Венесуэлы некие группы влияния, действующие в США. В них, по словам Мадуро, могут входить некоторые люди из ближайшего окружения американского президента, которые уже планируют «эпоху после Трампа». Кроме того, президент Венесуэлы, объявил мобилизацию многочисленных ополченцев и милиции, призвав граждан активно защищать страну.
По мнению экспертов, это не просто символическая акция — венесуэльское руководство хочет продемонстрировать, что готово действовать, и не уступит тихо в случае давления. Смену тактики демонстрирует и американский «мастер следок»: Трамп, ранее наращивавший риторику о возможном военном вмешательстве, теперь демонстрирует новую гибкость. Он отметил, что в определенный момент поговорит с Мадуро. Впрочем, это вовсе не означает, что военная угроза исчезла, тем более что и Трамп не стал исключать такой вариант решения «венесуэльской» проблемы.
Примечательно, что в затеянной США игре против Венесуэлы Трамп, при всей своей политической жесткости, больше ведет себя как опытный бизнесмен. Как говорится, деловая жилка проявляется в политических перипетиях. Его стратегия кажется продуманной: сначала поднять ставки — публично угрожать вторжением, развернуть военные корабли, санкционировать тайные операции ЦРУ, лишь затем частично откатить риторику, придя к более «разумной» позиции, которая выглядит как уступка, но фактически отражает его первоначальные интересы.
Это не простой резкий поворот — это тонкая манипуляция, где демонстрация мощи служит средством давления, а не исключительно подготовкой к полномасштабной войне. Риски остаются очень высокими. Если давление США усилится, есть вероятность на эскалацию, особенно если Трамп примет решение о наземной операции. Аналитики отмечают, что такой шаг возможен, но сопряжён с огромными затратами и международным осуждением, даже в условиях борьбы с наркотиками.
В то же время, если Трамп просто держит карты в рукаве и манипулирует угрозой ради достижения экономических и стратегических выгод, его стратегия может оказаться куда более эффективной и менее рискованной, чем открытое вторжение. Впрочем, думается до открытого военного противостояния дело не дойдет как минимум по двум причинам. Во-первых, Трамп, который позиционирует себя миротворцем, остановил несколько войн, прибегнув к военному решению проблемы, одним махом разрушит собственный имидж. Это действительно нанесет непоправимый урон его репутации, и в этом вопросе Мадуро совершенно прав.
Во-вторых, такой шаг Трампа даст сильный козырь Москве, которую американский президент без устали призывает к прекращению войны в Украине. И козырь этот можно обозначить в двух словах: коли США начинают войну с Венесуэлой под предлогом «борьбы с наркокартелями», то Россия также имеет право воевать с «нацизмом» в Украине. И Трамп это прекрасно понимает.











