Лерикский район – один из самых красивых уголков Азербайджана, расположенный высоко в Талышских горах. Здесь есть все, чем может одарить природа человека: величественные горы, дремучие леса, реки и хрустальные водопады, кристально чистый воздух и плодородная почва. Кроме неповторимой природы этот регион всегда славился своей самобытной культурой и древней историей.
Эту информацию выдает память всякий раз, когда заходит речь о Лерике. Но история, услышанная автором заметки сегодня, поворачивает мысли совсем в другое русло, потому что на фоне всей этой величественной красоты разворачивается самая настоящая человеческая трагедия, которую невозможно передать простыми словами.
Есть в Лерикском районе высокогорное село Пирзакюче, в котором живет Фарзиева Ханымниса Ханифа кызы (1958 г.р.), поднимавшая в одиночку шестерых детей (муж скончался в 2015-м году). Девочек удалось выдать замуж (тоже в семьи с достатком ниже среднего), а трое сыновей остались жить с матерью: один работает в районе, но его маленькая зарплата не может удовлетворить нужды семьи, второй – инвалид-сердечник, но, тем не менее, прошедший службу в армии. Ханымниса – лежачая больная, ее здоровье надорвали тяжелые работы, постоянное таскание тяжестей на холоде и в зной. И сегодня, наверное, нет у нее ни одного органа, который функционировал бы нормально. Сестра Ханымнисы работает в Баку у правоверной мусульманки, которая помогла отправить больную на обследование в Иран. Результаты обследования неутешительны: сердце, почки, позвоночник в очень плохом состоянии, женщина постоянно в отеках, ее мучает отдышка и высокое давление.
5 лет назад, когда стена ветхого дома обрушилась, сельская молодежь помогла ее восстановить и укрепить. На покупку стройматериалов и профессиональные ремонтные работы денег нет. Кое-как удалось собрать сумму на камышовые кирпичи и достроить стену до потолка. Но на постройку крыши финансов уже не хватило.
Ханымниса и ее сыновья живут в бедности. В селе тяжело с работой, заработки ничтожные, хватает только на хлеб и овощи.
Когда-то в хлеву этой семьи (в лучшие годы их жизни) были ослики, но все они пошли на зимний прокорм серым лесным хищникам, ведь неукрепленные ветхие строения не могли послужить надежной защитой для скота.
Чтобы хоть как-то помочь семье в ее бедственном положении несколько лет назад в Баку родственники и знакомые, как говорится, всем миром собирали деньги на корову, чтобы Ханымниса могла хоть как-то зарабатывать на продаже молока. Хлев тоже укрепили – помогли соседи-односельчане. Но корову позже пришлось продать из-за непрекращающихся финансовых трудностей. Семья кормится в основном, выпечкой хлеба – это основной заработок Ханымнисы.
В 2015-м году случилась трагедия: средний сын Ханымнисы — Азер Нуриев (фамилия отца) — полюбил девушку-односельчанку. Но так как и он сам, и его семья прозябала в страшной бедности и проживала в ветхом аварийном доме, девушку ему не отдали. Однажды утром он повесился на яблоне — напротив своего полуразрушенного дома. Азеру было всего 22 года. В петлю его толкнула отнюдь не любовь, а отчаяние, безнадежность, порожденная бедностью.
А не так давно стены ветхого дома не выдержали испытаний погодой и временем: они рухнули, и слава Богу, что в этот момент дома никого не было: Ханымниса была во дворе, а сыновья – на заработках. Несколько дней семье помогали – как могли – сердобольные соседи, пока в районном ИВ и в МЧС рассматривали жалобу. Затем прибыла комиссия, которая вынесла вердикт: здесь жить невозможно. В ИВ семье предложили семье переселиться в… хлев, расположенный неподалеку. Условия в этом хлеву были еще хуже, чем в аварийном доме. Тогда был выдвинут еще один неутешительный «вариант» — переселиться в старую полуразрушенную школу. Конечно же, Ханымниса и ее дети не согласились переселяться из одних руин в другие. Какой смысл подвергать себя опасности в аналогичных условиях? Ведь село – высокогорное, и любой – даже малейший – сейсмический толчок похоронит под грудой ветхих камней и мать, и ее сыновей.
Ханымниса и ее сыновья неоднократно посылали письма, жалобы и запросы во все инстанции. Распространять эти жалобы им помогали знакомые в Баку, но толку не было никакого. В МЧС заявили: если дом обрушился сам по себе, а не в результате стихийного бедствия, мы помочь не можем ничем. В ИВ открыто заявляют – жалуйтесь куда хотите, денег не дадим, нового дома вам не видать. Ханымниса в отчаянии заявила главе ИВ: «Я сожгу себя у вас на глазах. И пусть моя смерть ляжет тяжким камнем на вашу совесть. Мне нечего терять, мы и так уже все потеряли».
На эту душераздирающую тираду глава ИВ района Ровшан Багиров равнодушно ответил: «Делай, что хочешь. Мне все равно».
Стоит отметить, что этот человек, занимающий свой пост Главы ИВ с 2007 года, прекрасно знает: Ханымниса в одиночку поднимала шестерых сирот, много лет перебивалась с хлеба на воду и никогда ничего не просила у чиновников. А в трудную минуту на помощь всегда приходили односельчане.
«Вот пусть и сейчас вам односельчане помогут: кто шифером, кто камнями. Гладишь, и удастся перезимовать», — заявил глава Ровшан Багиров и, повернувшись к Ханымнисе спиной, дал понять, что разговор окончен.
А ведь на самом деле семья просила не дом, а лишь камни для укрепления упавших стен, чтобы хотя бы палатку в этих стенах поставить, чтобы спастись от непогоды. Через пару дней в Азербайджан придет зима, в горных районах повалит снег, ударят морозы, из лесов выйдут волки, которые частенько наведываются в село в поисках пропитания. Без надежного укрытия больная пожилая женщина и сын-инвалид не смогут далеко убежать: их растерзают хищники.
Но похоже, главе ИВ Лерикского района на это обстоятельство наплевать.
Остается открытым вопрос: на чьей совести будет тяжким камнем лежать смерть этих несчастных людей? На совести МЧС? Или на совести главы ИВ Ровшана Багирова?
Мы обращаемся к сердобольным людям: если вы сейчас читаете эту заметку, наверняка ваше сердце сжимается от жалости к этим несчастным людям. Дождаться помощи от чиновников в нашей стране практически невозможно, а редакция сайта Minval.az обращается к вам: пока мы будем добиваться справедливости в определенных инстанциях и ведомствах, пройдет немало времени. Ханымниса и ее дети остались в страшном бедственном положении, и не могут ни на что надеяться. Им некуда идти, неоткуда ждать помощи, кроме как от сердобольных соотечественников. Если у кого-то из вас есть возможность помочь этим людям с покупкой стройматериалов – помогите! Пока что помощь гражданского общества – это единственное, что спасет Ханымнису.
Мы искренне надеемся, что наш призыв будет услышан.
Спасибо всем, кто откликнется. Да воздастся вам сторицей за добро и тепло ваших сердец.
Контакты сестры Ханымнисы находятся в редакции Minval.az
Яна Мадатова