Пашинян попросил отсрочку

Пашинян попросил отсрочку

Пашинян попросил отсрочку

В России есть известная поговорка: «В одну реку дважды не войти». Во Франции утверждают, что «одну и ту же рыбу нельзя подавать к обеду дважды». Есть ли что-то аналогичное и в армянском фольклоре, утверждать не беремся. Но Никол Пашинян, премьер-министр Армении, явно вознамерился повторить трюк двухлетней давности и привлечь подданных обещаниями невиданных реформ. Глава правительства Армении опубликовал у себя в Facebook «дорожную карту» деятельности своего правительства на ближайшие полгода. Где опять обещал невиданные реформы и щедро раздавал обещания во всех сферах, от борьбы с коронавирусом до «восстановления среды хозяйственной деятельности» и даже «активации программ для решения демографических проблем». Разумеется, обещает господин Пашинян реформировать Избирательный кодекс, создать антикоррупционные суды и конфисковать награбленное у коррупционеров.

Как и следовало ожидать, солидный пласт обещаний связан с Карабахом, где Армения потерпела сокрушительное поражение и была вынуждена подписать капитуляцию. И вот тут Никол Воваевич обещает своим подданным «возобновление нагорно-карабахского мирного процесса в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ с акцентом на статус «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши —  Minval.az) и приоритетность возвращения «арцахцев» в места их проживания», социальные гарантии военнослужащим, восстановительные работы «на территориях, подконтрольных властям «НКР»», и еще впридачу «утверждение Программы реформирования Вооруженных Сил и начало реформ». На все эти молочные реки, кисельные берега и решение всех мыслимых и немыслимых проблем Армении отводится полгода.

Понятно, что все эти обещания Никола Пашиняна оставляют стойкое ощущение «дежавю». Точно такими же сказками он кормил своих подданных два года назад, во время своего барабанно-шашлычного шоу, которое многим очень хотелось принять за революцию. И сегодня, на фоне внутриполитического шторма, Никол Пашинян при помощи баек не первой свежести банально пытается затянуть время и получить у своих сторонников — тех самых «погосов» — мандат на «реформу Избирательного кодекса», «антикоррупционные суды» и т.д., которые позволят ему задавить оппозицию; А остальное… Ну какие могут быть перемены в демографии за полгода, если по вполне понятным причинам здесь раньше чем через 9 месяцев никаких результатов ожидать не приходится? Из каких средств он планирует «социальную поддержку» военнослужащих и т.д. С деньгами у Армении, напомним, и так было туго? А теперь, когда над ней нависают еще и азербайджанские иски на десятки миллиардов долларов, тем более?

Точно таким же «дутым пузырем» являются и его «карабахские» обещания. Никол Пашинян может, конечно, обещать своим подданным « «возобновление нагорно-карабахского мирного процесса в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ с акцентом на статус «Арцаха»», только вот вопрос статуса Карабаха уже закрыт, и закрыт навсегда. Слова российских дипломатов, что «здесь нет искусственных сроков», в переводе с дипломатического означают, что в обозримом будущем никаких переговоров по статусу не будет. Даже если Никол Воваевич очень этого захочет. Тем более понятно, что не предвидится никаких «реформ вооруженных сил». От этих самых «вооруженных сил» не так много осталось, чтобы говорить о реформах. Тем более непонятно, как Никол Воваевич собирается обеспечить обещанную «приоритетность возвращения «арцахцев» в места постоянного проживания». Если господин Пашинян сам этого не понимает, то, надеемся, в его команде есть те, кто объяснят главе правительства: на массовое возвращение рассчитывать не приходится. Воспоминания о войне — и так не лучший фон для возвращения. А тут еще неопределенность, вопросы, что будет с теми, у кого родственники были боевиками, слишком усердствовали в «карабахском движении» или кто просто занял квартиры и дома изгнанных азербайджанцев. Но Пашиняна все эти «нестыковки с реальностью» не заботят. Он уверен, что «погосы» любят ушами.

Только вот в случае с Карабахом этот «дутый пузырь» может «рвануть». И наделать куда больше бед, чем хрестоматийный взрыв воздушных шариков на предвыборном митинге Сержа Саргсяна в Ереване.

Об этом не очень принято говорить вслух, но в сегодняшней Армении многие персоны продолжают выступать с громкими обещаниями «реванша». Министр обороны Давид Тоноян, тот самый, который обещал «новую войну и новые территории», теперь вещает: «Вооруженные силы выходят из войны сильными, опытными и закаленными. Сформировался героический ген, который укрепился. Мы продолжим реформы в Вооруженных силах, усилим оснащение сверхсовременными средствами, пересмотрим систему мобилизации, которая создавала ряд сложностей во время этой войны». Проще говоря, продолжает бряцать языком. Оник Гаспарян, начальник генштаба ВС Армении, раздает свои обещания: «Не будем отчаиваться, и будем продолжать защиту границ нашей Родины, всерьез анализировать и делать выводы, реконструировать Армянскую армию, повышать ее боеспособность». Проще говоря, в армянском обществе сильны реваншистские настроения, и нынешние заявления Пашиняна их понятным образом подстегивают.

А это значит, что вслед за своим военным поражением Армения бездарно упускает еще и шанс на выстраивание «послевоенного» мира. И вот тут уже для нее последствия могут оказаться куда тяжелее, чем даже то, что произошло с ней за эти 44 дня.

Нурани, политический обозреватель 

Теги: