Представляем вашему вниманию интервью с известным режиссером, актером, художником специально для информационно – аналитического портала «Minval.az»
— Спортсмен, художник, архитектор, режиссер, актер, автор … как тут не вспомнить Шерлока Холмса — артистичность, если она в крови нередко приобретает самые разнообразные формы
— Честно говоря я об этом никогда не задумывался. Если мне что-то интересно, то я это делаю. Примерно как делают маленькие дети, интересно – играют, если какая игрушка надоедает – выбрасывают. Пока мне интересны мои игрушки (смеется).
— Помню сколько радости приносила в каждый дом комик — труппа «Маски». И как порой ее не хватает. Говорят, что в одну реку нельзя зайти дважды. Но ведь можно выйти и снова войти.
— Сейчас у меня очень много работы в театре, мы много гастролируем. Кроме того я снял фильм «Одесский подкидыш», сейчас идет работа с дистрибьютерами, с прокатом, чтобы это прошло у нас, в других странах. Этот фильм побывал на фестивале «Листопад» в Минске, был предпремьерный показ, приняли его очень хорошо. В этом году довелось сняться в двух фильмах, есть работа в других проектах, например со Славой Полуниным .
Что же до съемок «Масок», мы раньше выходили на российских каналах, сейчас эта связь нарушена, а украинские телеканалы считают этот проект очень дорогим, поэтому сейчас нет съемок, и их даже не предполагается. К моему великому сожалению. Но есть и другие проекты…
— Поощряете ли вы экспромты ваших актеров?
— Я хороший режиссер. Добрый. (смеется). Поэтому экспромты поощряются всячески.
— Следите ли вы за работами ваших коллег по режиссерскому цеху?
— Я редко анализирую других. Просто смотрю фильмы, которые мне нравятся. И никогда не вникал, каким образом режиссер добивается того или иного зрительского впечатления. К примеру, я снимался во многих фильмах Киры Муратовой, и мне совершенно непонятно, как работает этот удивительный режиссер, как ей в голову приходят такие потрясающие идеи, откуда она черпает вдохновение. Так же и с Терри Гиллиамом , у него безупречное чувство юмора, глубокое понимание жизни, человеческих процессов, я видел, как Терри Гиллиам работает в театральных спектаклях, люблю смотреть его фильмы.
Что до других режиссеров, они как мне кажется более предсказуемы, мне понятны инструменты, которыми они пользуются.
Я же работаю по обычной схеме, пишу сценарий, либо переделываю под себя сценарии, которые мне приносят, беру съемочную группу, составляю режиссерский сценарий. До того момента пока фильм не снят я еще могу что-то менять, ибо на площадке постоянно возникают какие-то находки, рождающиеся от актеров.
Я люблю репетировать, обязательно смотрю как все будет видно через камеру, ибо одно дело человеческий взгляд, другое дело на мониторе. Делаю раскадровки, а потом от них ничего не остается (смеется),все получается все по другому.
— Что все-таки вам ближе – съемочная площадка или театр?
— Везде есть свои плюсы и минусы. Да, в кино есть крупный план, там другой темпоритм, но зато в театре своя атмосфера, и та невидимая энергетика, которая витает в зале, и которая передается от актера зрителю и наоборот. В кино этого нет. Так что сравнивать эти два вида искусства как бы не совсем правильно. Как в том анекдоте, когда режиссер говорит оператору – пойдем посмотрим артиста Пупкина в театре, хочу снять его в кино, на что оператор отвечает, что полтора часа общего плана он просто не выдержит (смеется).
— Как-то довелось услышать такую точку зрения, что «Маскам» не следовало бы переходить на голос, это означало, что возможности пантомимы исчерпаны. Согласны ли Вы с подобной точкой зрения ?
— Я бы так не сказал. У нас в театре существуют лишь 2 спектакля в форме физического театра, пантомимы, остальные в классическом духе. Есть комедия по пьесе Бориса Барского, как в свое время Шекспир писал для своего «Глобуса», или Мольер для своего театра, так же и Барский пишет свои пьесы, а я их ставлю и они больше нигде в мире не исполняются. Гарик Голубенко, светлая ему память, написал пьесу «Одесский подкидыщ», мы с ней гастролируем, и у нас везде полные залы. Эта пьеса мне так понравилась, что я снял по ней кино, но это как бы совершенно другая форма подачи материала.
Мы стали реже играть спектакли в стиле физического театра, пантомимы, иногда вывозим их за границу.
Отвечая на ваш вопрос, мне кажется зритель больше любит посещать наши спектакли, которые со словами…Но там есть и танцы, и буффонада, и какие – то неожиданные трюки, и работа со зрителем.
Три раза в неделю мы с коллегами по «Маскам» регулярно видимся на спектаклях, бывает и чаще. Приглашают на съемки в какие-то другие проекты, мы общаемся по работе, отношения дружеские. Есть и приглашенные актеры, например из «Деревни дураков» Вадик Набоков и Таня Иванова играют в «Отелло», а когда я уезжаю на гастроли за меня всегда остается дублер.
— Помимо театра вы занимаетесь и живописью…
— Да, вот вчера закрыл выставку, пришло очень много людей, общались, снимали, даже пришли музыканты, честно говоря я даже не просил, но вот проявили инициативу, развлекали. Ну и несколько коллекционеров приобрели мои картины.
— Недавно в youtube посмотрел двадцатисемиминутный сюжет «Трагедии Маски — шоу» , поразил тот дух уныния, вселенского пессимизма…
— Этот фильм я знаю, он был снят в 2012 году, команда НТВ приехала на «юморину», мы их очень тепло принимали, и они прекрасно видели, как у нас все хорошо. Но почему-то показали все наизнанку. После демонстрации этого фильма мне начали звонить мои друзья из Москвы и задавали практически один и тот же вопрос – что происходит, кого мы так разозлили . Я уверен, что программа была заказная, а цель конкретная – «убить» Маски. Практически все было вырвано из контекста, убрано все хорошее.
Нечто подобное было на одном Киевском телеканале, но по жесткости НТВ их переплюнул.
Я до сих пор не понимаю, по чьей воле нас решили уничтожить. Вроде никому ничего плохого не делали, и на шланг не наступали и дорогу не переходили. Кстати, когда съемки НТВ уже близились к завершению, я заподозрил что-то неладное, уж слишком провокационные были вопросы. Я поинтересовался, с какой целью они задаются, на что меня заверили, что все будет просто замечательно, и нет никаких поводов для волнений, и вообще нас это не касается. И вот пожалуйста! На НТВ поступили очень некрасиво.
— Как проходит ваш досуг, есть ли хобби?
— Я далек от рыбалок, охот, футболов. Моя работа очень похожа на хобби. Театр, съемки, живопись, музыка – все это хобби, которые позволяют зарабатывать на хлеб насущный.
— Бывали ли вы когда-нибудь в Баку?
— Нет, не был, и очень хочу побывать! Возможно привезу свои спектакли, или же просто отдохну. Много наслышан, надеюсь доведется посетить ваш город.
— Блиц. Любимая книга, любимое кино, любимая музыка.
— Насчет книги могу сказать совершенно однозначно – это Библия. Из развлекательной литературы – в свое время перечитал всего Акунина, Сорокина, Пелевина. Фильмы… Мне нравятся фильмы Терри Гиллиама, причем все. Что до музыки – люблю Led Zeppelin, Deep Purple, Rolling Stones. Нравится джаз, Brian Eno.
— Ваши пожелания своим зрителям и читателям
— Пожелание одно – будьте счастливы при малейшей возможности! (смеется)
М. Шахбази