Грузинский политолог, основатель Научно-исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе назвал политическим популизмом разговоры о том, что, как только Россия уйдет, то вопрос Абхазии будет решен. Об этом он сказал в беседе с Minval.az, комментируя заявление замглавы МИД России Михаила Галузина о готовности российской стороны восстановить дипломатические отношения с Грузией, если Тбилиси осуществит ответные шаги.
Галузин сказал: «Что касается дипломатических отношений, то мы готовы к их восстановлению. Мы готовы идти так далеко, насколько готова идти грузинская сторона. Ограничений для нас здесь нет».
При этом он добавил, что сожалеет о том, что власти Грузии по-прежнему увязывают восстановление дипломатических отношений с позицией России по Абхазии и т.н. Южной Осетии. Он подчеркнул, что решение России признать «суверенитет» и «независимость» «республик» не подлежит пересмотру.
«Реакция Тбилиси была очень четкой – спикер парламента Шалва Папуашвили заявил, что Грузия может и хочет наладить отношения с Россией, но это возможно только в том случае, если оккупация территорий будет прекращена и Россия признает Грузию в е международных границах. Тогда Тбилиси готов к сотрудничеству с Москвой, а также восстанавливать дипломатические отношения. Безусловно, в целом, это заявление является популистским, потому что даже если российская сторона откажется от признания Абхазии и т.н. Южной Осетии, то вопрос Абхазии не закроется. Это знают все, и абхазская проблема фундаментальная, она не связана только с ролью России», — сказал эксперт.
В этой связи политолог пояснил, что конфликт в Абхазии, в том числе и для этнических абхазов, был связан с отношениями между абхазами и грузинами: «Российский фактор, конечно, был, но это не было источником конфликта».
«Грузинская сторона со временем полностью убрала абхазов как фактор и оставила только военную составляющую России, поэтому даже после этого противостояние абхазов как этнической группы грузинам есть и остается. Зачастую, когда грузинская сторона говорит о том, что как только Россия уйдет из Абхазии, вопрос будет решен, то это просто политический популизм», — отметил Сихурулидзе.
Во всем остальном Грузия и Россия, по его словам, добились своего максимума, «развиваться уже дальше некуда, потому что встает политический вопрос».
«Более того, если учитывать тот факт, что на грузинское правительство идет сильнейшее давление со стороны Запада, особенно Европы, с тем, чтобы Грузия вовлеклась в «нанесение стратегического поражения Москве», то «Грузинская мечта» ничего сейчас сделать не может.
Если будет достигнут мир в Украине, если Америка и Россия смогут перезагрузить свои отношения и вывести их на хороший уровень, грузинская сторона может смягчить свое высказывание, признав, что относительно Цхинвала и Абхазии могут быть применены дополнительные механизмы переговоров. Тогда можно будет это сделать. Но пока такого не предвидится, поэтому лучшая ситуация для «Грузинской мечты» — сохранение статус-кво», — заключил Сихарулидзе.