Народная мудрость: «Если на базаре подешевели помидоры- значит российская граница закрылась».
Этот юмористический «барометр » показывающий в каком состоянии находится сегодня российско- азербайджанские отношения при всей своей мягко говоря абстрактности, является четким показателем наличия проблем в отношениях между двумя странами. Собственно говоря, такая российская « внешнеполитическая тактика» хорошо знакома и другим странам, имеющим торгово-экономические отношения с Россией. Снижение качества белорусских молочных продуктов, молдавского вина, плодово-овощной продукции из Азербайджана, удивительным образом совпадают с зигзагами и ритмом взаимоотношений России с «партнерами». Не берусь обсуждать эффективность, целесообразность и справедливость этих мер, но посредством этой публикации, постараюсь путем анализа, попытаться определить, что же происходит с российско-азербайджанскими отношениями, последней жертвой которых стали помидоры.
Структурно можно выделить четыре основных направления значительных, многофакторных отношений:
1.Российская политика в отношении урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
2. Экономический блок, включающий в том числе и тесно связанные с армяно-азербайджанским конфликтом, военно-техническое сотрудничество (закупки вооружений).
3. Гуманитарная сфера, в которой отдельными разделами можно выделить положение азербайджанской диаспоры в России, русской общины в Азербайджане, статус и значение русского языка в Азербайджане, научные и культурные контакты.
4. Разноуровневые отношения российской власти и российских элит с азербайджанскими властными структурами и группами политических и экономических элит в Азербайджане.
Как видно из вышеотмеченного перечня, наибольшее значение играет политика России в отношении армяно-азербайджанского конфликта. Хотя многие российские дипломаты пытаются использовать практику параллельных «треков» (параллельного движения), утверждая, что другие группы оставляющие перечень направлений многогранных российско-азербайджанских отношений могут независимо друг от друга развиваться и не противоречить друг другу.
Азербайджанская практика склоняется к тому, что любой компонент взаимоотношений с той или иной зарубежной страной, находится в прямой зависимости от позиции этой страны в отношении урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Такая позиция азербайджанской стороны мало подвержена другим факторам, которые как бы составляют интерес азербайджанской стороны.
Несомненно, Азербайджану важны такие темы, как указанный выше экспорт плодово-овощной продукции, положение азербайджанской общины в России и мигрантов из Азербайджана, импорт из России вооружений для нужд азербайджанской армии и конечно, благосклонность российской политической элиты к тем или иным группировкам политической элиты Азербайджана. Однако, эти факторы перестают действовать тогда, когда российская позиция переходит некоторую «красную черту» в армяно-азербайджанском конфликте.
Продолжающийся с осени прошлого года российский прессинг Азербайджана, выразившийся в различных недружественных заявлениях, звучавших из России и в экстренных поставках вооружений в Армению, показывает, что нынешняя » Лавровская» посредническая позиция России в вопросе урегулирования конфликта, переходит «красную черту» возможностей Азербайджана к компромиссу. Если говорить кратко, то Азербайджан может понять и принимает участие России в обеспечении безопасности и обороны Республики Армения. Понимая посредническую роль России, готов конструктивно обсуждать условие безопасного проживания армянской общины в Нагорном Карабахе, принимая в том числе и международные гарантии безопасности. Но никто в Азербайджане, ни одна группа азербайджанских элит, не примут политику России, направленную на обеспечение и оборону захваченных армянами территорий вокруг Нагорного Карабаха. Никогда не будет принята схема урегулирования, которая предполагает обмен части оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха на независимость и создание еще одного армянского государства на наших исконных землях.
Я уверен, что авторы этой вариации российской политики в МИДе РФ, тоже хорошо понимают к чему приведет такая политика в отношении Азербайджана. Некоторые элементы этого результата уже видны – азербайджанская общественность не принимает и не рассматривает Россию в качестве долгосрочного партнера и друга. Постепенно и незаметно Россия уходит из Азербайджана . У политиков и даже у пророссийски настроенных в Азербайджане не остается аргументов и доводов в пользу продолжения дружественной политики в отношении России. Начинает действовать логический принцип «как вы к нам, так и мы к вам». И судя по всему, если не произойдет серьезной коррекции российской политики в отношении Азербайджана, то Россия на долго может потерять Азербайджан в качестве дружественной страны.
Пускай никого не обманывает нынешняя пассивность Запада в отношении региона, я уверен, что там политики хорошо осознают эту тенденцию, которую я обозначил выше. Они всего лишь ждут, когда «плод» созреет и упадет к ним в руки. Запад будет заинтересован в том, чтобы экономический и политический лидер Южного Кавказа перешел под их полное влияние. Чтобы Азербайджан активно играл роль моста западного влияния для Средней Азии. Чтобы он продолжил свою политику диверсификации энергетического обеспечения Европы. И главное, Азербайджан может играть более активную роль в процессе «переформатирования» Ближнего Востока.
Его уровень взаимоотношений с Анкарой, Тегераном и Эр-Риадом, Тель-–Авивом и Исламабадом, позволяют ему , как и Казахстану, быть важным партнером для этих столиц.
Для этой переориентации совсем не обязательна смена элит. Сегодняшние политики, подвергая критике российскую политику в отношении Азербайджана, получат аргументы, понятные для азербайджанской общественности, в пользу новых ориентиров внешней политики. И как говорил В. Путин, правда по другому поводу: «Помидорами они не отделаются…».
Бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров
Minval.az