Прошедший 17 декабря в Ереване съезд партии «Армянский национальный конгресс» (АНК), председателем которой является первый президент Армении Левон Тер-Петросян, вызвал закономерный интерес в Азербайджане. Дело, прежде всего, в личности и ранних заявлениях Тер-Петросяна. Ведь, как известно, он потерял пост президента в результате протестов в Ереване, вызванных его готовностью идти на компромиссы с Азербайджаном.
Так что же сказал первый президент Армении Левон Тер-Петросян? Армянские СМИ в различных ракурсах подавали его выступление. Например, некоторые издания цитировали его высказывание о том, что в случае инициирования новой войны Азербайджан «потерпит горькое поражение и потеряет еще несколько районов». И эти слова Левона Тер-Петросяна участники съезда встретили аплодисментами.
Вот, правда, сам Тер-Петросян добавил: А что произойдет после этого, известно одному лишь Богу. Я это гарантирую». Гарантировать то, что известно одному лишь Богу – это сильно. Впрочем, возможно здесь сработал фактор «трудностей перевода» с армянского языка. Ведь далее Левон Тер-Петросяна заявил, что президент Азербайджана Ильхам Алиев «способен на соразмерные шаги в направлении установления крайне необходимого, в том числе и для собственного народа, мира».
Левон Тер-Петросян заявил и о том, что нет иного варианта решения карабахского вопроса, кроме как поэтапный, тем временем на столе переговоров лежит пакетный вариант. Далее первый президент Армении отметил, что, когда карабахский вопрос будет урегулирован, тогда сами по себе будут налажены и армяно-турецкие отношения, «сразу же на следующий день».
Продолжая тему урегулирования карабахского вопроса, Левон Тер-Петросян отметил, что сегодня мы (армянское общество – примечание minval.az) стоим перед императивом не упустить очередную возможность урегулирования карабахского конфликта, о чем свидетельствуют серьезные усилия РФ. Он отметил, что уже как-то говорил о том, что ключ к решению карабахского вопроса находится в руках России.
«АНК – единственная партия, которая, не скрывая ничего, высказала свою позицию сторонника компромисса и мира.
Не только исходя из принципа, а также в связи с ситуацией, Конгресс должен принять участие в прекращении гонки вооружений, исключении угрозы новой войны, конструктивной программой по урегулированию отношений с Турцией, что в жизненных интересах народов Армении и «Арцаха» (кавычки наши – minval.az), и что можно осуществить посредством победы конгресса на выборах или при внушительном его большинстве», — сказал Тер-Петросян.
Тер-Петросян подчеркнул, что в современном мире законы джунглей не действуют, «посему сейчас нет иных вариантов решения конфликтов, кроме как пойти на взаимные уступки».
Между тем стоит вспомнить, что еще в 1997 году посредники Минской группы ОБСЕ представили именно поэтапный план урегулирования карабахского конфликта. В то время, впрочем, как и сейчас, предусматривались вывод армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий и демилитаризация Карабаха. А затем уже определение статуса Нагорного Карабаха.
В то время Тер-Петросян пришел к очевидному выводу, что если не решить карабахский вопрос, то это чревато для Армении серьезными проблемами. А дальше началось самое интересное: 26 сентября 1997 года Левон Тер-Петросян провел пресс-конференцию, в ходе которой выступил за компромисс в решении проблемы Нагорного Карабаха.
Высказав мысль о том, что мировое сообщество никогда не признает независимость Карабаха или его объединение с Арменией Тер-Петросян уже фактически подписал себе прошение об отставке. Но тем не менее, Тер-Петросян публикует вслед за этим статью «Война или мир?». В ней он описывает сложную ситуацию, в которой оказалась Армения и указывает, что единственный выход – это компромиссы. А затем последовала отставка Тер-Петросяна.
Позже сам Левон Тер-Петросян так прокомментировал произошедшее: «Карабахцы продемонстрировали максималистский подход… И не только карабахцы. Также в Ереване, в моем окружении были люди, которые думали именно так, и не согласились на этот план. Я тогда сказал: раз уж вы считаете, что есть лучшее решение — пожалуйста, я не могу сорвать это решение, попробуйте, может быть получится».
Прошло почти 20 лет, но в Армении ничего не изменилось, у власти «карабахский» клан. И зря Левон Тер-Петросян думает, что не реализованные в конце 90-х его планы по достижению компромисса с Азербайджаном можно осуществить сейчас. Первый президент Армении считает, что «в современном мире законы джунглей не действуют». Еще как действуют, пока у власти в Армении «карабахский» клан.
В.Абасова