Находящийся под арестом бывший председатель правления Межбанка Джахангир Гаджиев выдвинул на суде ряд требований. Одно из этих требований – чтобы министра финансов Самира Шарифова, являющегося председателем Наблюдательного совета Межбанка и контролирующего 51 процент акций банка, тоже привлекли к ответственности и допросили. Большинство независимых экспертов тоже считают, что Самир Шарифов должен дать показания в суде.
Но что говорит по этому поводу закон? Должен ли министр финансов действительно дать показания в связи с преступлениями, происходящими в подконтрольном ему банке, в котором было присвоено около 7 миллиардов манат?
Как сообщил Минвалу юрист Музаффар Бахыш, в деле Межбанка есть очень интересные моменты:
«Произошедшее в Межбанке — это преступление, совершенное организованной группировкой, в котором Самир Шарифов принимал непосредственное участие. Это однозначно так. Но в отличие от Джахангира Гаджиева, пока нет политического заказа о вызове его на суд. Пока Самир Шарифов не попал в немилость, независимо от мнения общественности, он не будет привлечен к уголовной ответственности за участие в процессе присвоения средств банка. Таковы реалии Азербайджана».
По словам юриста, С.Шарифов участвовал в принятии решений Наблюдательным советом и, как минимум, знал о происходящем в банке:
«Минфин заявляет, якобы Джахангир Гаджиев не считался с ними. Уважаемый министр финансов, если Джахангир Гаджиев не считался с тобой, то какие меры ты принял для предотвращения уголовных действий, в какие органы обратился? А если обращался, почему эти органы не предприняли никаких действий? В этом случае, согласно Уголовному кодексу Азербайджана, невыполнение своих служебных полномочий считается уголовным деянием. Тут речь идет о присвоении около 7 миллиардов манат. Это попадает под статью УК 179.3.2 (присвоение в крупном размере)».
Депутат Вахид Ахмедов отметил, что, в целом, банковская система Азербайджана находится в плачевном состоянии:
«Это касается не только Межбанка. Просто там это всплыло. Палата по надзору за финрынками провела диагностику и мониторинг банков. Выяснилось, что во всех банках имеются недостатки. Для меня остается непонятным, где же сейчас присвоенные 6 миллиардов долларов Межбанка? Были ли эти средства возвращены в госбюджет, или нет, такой информации не предоставляется. Сказали, якобы 3 миллиарда манат из этих денег дали банку «Aqrokredit». Отдаст ли этот банк обратно в госбюджет эти 3 миллиарда с продажи своей собственности? Вопросов возникает много. Во-первых, естественно, ответственность несет руководство банка. Во-вторых, так как 51 процент акций принадлежит государству, правительство должно усилить механизм контроля в этом банке, чтобы подобного не происходило».