Праздник валюнтаризма, устроенный американским президентом Дональдом Трампом самому себе, прервался на полпути. Генеральная Ассамблея ООН, отвергнув решение Белого дома о самовольном признании Эль-Кудса (Иерусалим) столицей Израиля, доказала, что не собирается слепо следовать в фарватере чреватой политики. В дружном противодействии сообщества политике произвола прослеживается желание большинства покончить с вызывающей манерой вседозволенности, которую навязывает миру Вашингтон.
Опасное соло, демонстрируемое США после окончания холодной войны, только и делает, что пополняет перечень глобальных вызовов. Подрывая и без того хрупкую платформу мирового порядка, Америка ставит себя выше всех, что по определению не может прийтись по вкусу остальному миру. Так, переоценка собственных сил при наличии мощного военного кулака и печатного станка, становится не только фактором раздражения для остальных игроков, но и серьезным источником воспроизводства рисков.
Перед голосованием президент Трамп разбушевался, расточив гневные предупреждения странам, получающим от Белого дома денежные вливания в надежде наездом расширить круг сторонников по принципиальному ближневосточному голосованию. Наряду с этим Трампу было важно продемонстрировать грани растущего личного авторитета. Он неплохо сработал на саммите в Саудовской Аравии с участием мусульманских государств, смог подбить на компромисс с Израилем часть арабского мира и посчитал, что успешный зачин требует смелого продолжения. Но с тех пор произошли изменения, не во всем отвечающие той линии, которую задает Америка в турбулентном регионе.
Неутешительные итоги голосования на Генассамблее ООН, став наказанием за самодовольство, еще и обнажили уязвимость высокомерной позиции, которую Вашингтон безапелляционно навязывает сообществу. Неуемное желание наскоком разрубить ближневосточный гордиев узел вылилось в фиаско. Это еще и напоминание о том, что нельзя возводить игру без правил в ранг нормы.
Все 128 государств, показавшие Америке Трампа красную карточку, создав единый фронт здравомыслия, поневоле продемонстрировали нежелание вверять судьбу острых проблем стране, которая легко перешагивает в бурлящие пределы хаоса. В условиях, когда мир стоит лицом к лицу с глобальной взрывоопасностью, элиты не желают испытывать судьбу там, где маячит перспектива большой войны. Разминирование опасных полей геополитики превратилось в крайнюю необходимость для сил, которые отдают себе отчет в серьезности момента.
Но эти планы не прельщают Вашингтон, у которого на все случаи жизни припасены накаченные военные мускулы. Не случайно постоянная представительница Америки при ООН Ники Хейли поторопилась заявить, что Вашингтон все равно останется при своем. Из этого следует, что мнение большинства Белому дому не указ.
У мировой державы номер один исправно включается снобистская инерция, с помощью которой она отстаивает лидирующую позицию. Однако и при таком раскладе американская беспардонность вызывает раздражение ближайших союзников, которые в отличие от гегемона склонны ставить на тонкую дипломатию.
Скорее, и США, и их западные союзники преследуют одни и те же цели, но в средствах достижения прослеживается разность подходов, призванная отодвинуть на задний план самое нежелательное. Это и понятно, никто не желает приближения к красной черте, за которой черная дыра.
Если конкретизировать актуальность ближневосточной проблемы, то не в меру жарком регионе закручивается новый виток сложной игры, которую хотят довести до завершения последователи дипломатии Сакйса-Пико. Союз британо-французской дипломатии при согласии российской короны в ходе первой мировой войны выработал контуры Ближнего Востока на базе низложения Османской империи. Чтобы поломать хребет ненавистной Порте, Лондон и Париж смогли привести в движение арабский сегмент огромного региона, который шесть столетий контролировался турками. Составлявшие на тот момент половину мусульманского населения империи арабы сыграли одну из ключевых ролей в низложении некогда грозной метрополии. Взамен на измену им было обещано создание большого государства под названием Аравия.
Однако Великобритания с Францией по ходу процесса видоизменили план, обманув арабов и создав на их землях не одно, а сразу несколько государств. Чуть позже увидела свет Декларация Бальфура, ставшая предтечей создания еврейского государства. Что было после размещения на местах многочисленных мин замедленного действия и произвольно нарисованных границ, общеизвестно.
С недавних пор, как западные элиты дружно запели об опасности существования искусственных образований на Ближнем Востоке и необходимости его переформатирования с исправлением ошибок времен Сайкса-Пико, становится ясно, откуда поднимаются волны арабских революций и почему в мировой паутине тиражируются новые политические карты Передней и Средней Азии.
По большому счету Трамп, подливая масла в ближневосточный огонь, ничего нового не придумал. Подступившись к давно разработанному плану о раздроблении так называемых искусственных образований, он начал реанимировать задохнувшийся проект, которому сто лет, но с одной принципиально новой деталью. С запуском в дело террористического монстра под названием Исламское государство (ИГ), Запад приступил к низложению Сирии, Ирака, Ливана, Иордании и других государств с прицелом на создание единого халифатского образования уже нового типа. Ему предстояло выполнить грязную работу по уничтожению заклятых врагов Запада. Америка с партнерами и немало потрудилась, чтобы наспех сколоченное халифатское государство покончило сначала с шиитской дугой, а далее приступило бы к фрагментации практически всех государств, расположившихся от побережья Средиземного моря и вплоть до рубежей Индии и Китая, включая и страны постсоветского пространства.
Благо, затея провалилась, и кровавая вакханалия, устроенная при прямой поддержке США, европейцев и Израиля, позволила миру разглядеть перекошенное нечеловеческое лицо ИГ и удостовериться в том, кого выпестовал Вашингтон с подручными.
Крах ИГ ввел Белый дом в уныние. Поражение креатуры Запада на Ближнем Востоке вынудило Америку и его верного друга Израиль по крупицам собирать остатки халифатской армии, чтобы позже снова снабдить в бой. А для острастки недругов понадобилось признание Эль-Кудса столицей Израиля, страны, которой отведена роль и санитара, и карающей руки, и координатора Запада. Чтобы воодушевить сателлита на новые подвиги, Вашингтону понадобилось ублажить Тель-Авив подношением, и бесценным подарком и стала авантюра с Эль-Кудсом.
Юношеская увлеченность бывалого бизнесмена Трампа экстраординарным решением вылилась в очередной громкий скандал, да так, что от него открестились даже испытанные партнеры. Хорошо хоть Америке кроме традиционно верного Израиля подставили плечо такие титаны планетарного геополитического действия, как Гватемала, Гондурас, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Палау, Того.
Можно не сомневаться, что в веселой компании Вашингтону будет с кем обсуждать новые, не менее интересные и далеко идущие планы. Но важно помнить, что на дворе новый век, и спящих наций уже нет.
Тофик Аббасов
Minval.az