Как в России, так и в Азербайджане широко обсуждается ликвидация регистрации Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК) Верховным судом России на основе иска Министерства юстиции. Занимавшийся длительное время в России диаспорской деятельностью, а ныне возглавляющий Центр моделирования стратегического развития Союн Садыков, являющийся полномочным представителем президента России Владимира Путина, ответил на вопросы газеты «Ени Мусават» о происходящих вокруг ВАК событиях.
— Как вы расцениваете решение о закрытии ВАК?
— Я считаю это решение серьезным ударом по общественным интересам и построению гражданского общества России. Потому что речь идет об авторитетной структуре, в которой были представлены граждане России азербайджанского происхождения, которые долгие годы живут в России и активно участвуют в ее общественно-политической и культурной жизни. Очень плохо, что Администрация президента, в лице заместителя руководителя Магомедсалама Магомедова и Федеральное агентство по делам национальностей, в лице своего руководителя Игоря Баринова не вышли с ходатайством о сохранении ВАК, объединявшего вокруг себя большую часть азербайджанской диаспоры! Да, «АзерРос», где представлены проживающие в России азербайджанцы – это тоже серьезная структура, но ее не сравнить с имевшим около 3 миллионов членов по всей России ВАК. И потом, ВАК был учрежден в 2001 году по инициативе покойного президента Гейдара Алиева. Этот факт придает еще больше значимости этой структуре. В любом случае, это решение Верховного суда означает начало губительной для общественной жизни страны тенденции.
— Хоть Россия и попыталась связать это решение с юридической стороной, однако в Азербайджане большинство верят, что оно носит политический характер. Известны ли вам истинные причины этого решения?
— Требование привести в соответствие российскому законодательству документацию ВАК было выдвинуто еще в 2012 году. Согласно закону, чтобы претендовать на звание «всероссийской», структура должна была быть представлена в 45-ти регионах. Возможно, руководство ВАК отнеслось к этому вопросу халатно, рассматривая проблему не с юридической, а с политической точки зрения, надеясь на то, что в случае чего вмешается официальный Баку или приближенные к президенту России люди. Это неправильный подход к делу. Но с другой стороны, трудно понять действия российской стороны, которая по решению суда закрывает такую значимую для Азербайджана структуру. Разве речь идет о занимающейся экстремизмом или сепаратизмом структуре, чтобы суд ее ликвидировал? Можно было найти общий язык со структурой, в которой были представлены такие авторитетные политические, культурные деятели и деятели науки…
— Значит, просто не захотели искать общий язык…
— Вот это и удивительно. ВАК был «домом дружбы» как для проживающих в России азербайджанцев, так и для представителей других национальностей. Сейчас некоторые заявляют, мол, ВАК был аморфной структурой и бездействовал. Я категорически не согласен с этой мыслью. ВАК был организацией, у которой был свой имидж, к которой прислушивались. Долгие годы в эту структуры состоятельные люди вкладывали серьезные деньги, которые направлялись на благотворительность. Возможно, на сегодняшний день между Москвой и Баку имеются какие-то проблемы, а которых пока неизвестно. Но какое к этому отношению имеют проживающие в России азербайджанцы? Между любыми странами бывает период напряженности. Мне кажется, политические проблемы не должны затрагивать работу общественных организаций, служащих гражданской солидарности в обществе.
— Имеются заявления, что некоторые союзы в России были созданы с целью угрозы Баку. Например, в Азербайджане плохо отнеслись к «Союзу миллиардеров», созданному в канун последних президентских выборов. Вы тоже состояли в этой организации. Как вы думаете, высока ли вероятность создания аналогичной структуры на фоне закрытия ВАК?
— «Союз миллиардеров» был создан совершенно в других целях, а затем при отсутствии какой-либо деятельности его название склоняли в некоторых политических вопросах. Из-за этого некоторые представленные там лица перестали заниматься диаспорской деятельностью. Сейчас у меня нет представлений о том, кто и что собирается создать и каковы перспективы. Я могу говорить только о себе. Я реализую ряд проектов для возрождения Крыма, занимаюсь разработкой стратегий Центра моделирования стратегического развития. Недостаточно говорить на словах, что «Россия – многонациональная страна», и гордится этим. За словами должны стоять конкретные действия. Пока что на своем примере мы этого не видим. Нет необходимости притеснять азербайджанцев – мы достаточно серьезная сила. Посмотрим на ход событий, в случае необходимости мы можем снова создать сильную диаспорскую организацию. Кроме того, решение суда еще не означает полную остановку деятельности ВАК. По российскому законодательству, общественные объединения могут работать и без регистрации в Минюсте. Тогда они не считаются юридическими лицами, но их деятельность не запрещена.
— В интервью российским медиа вы говорили, что в закрытии ВАК есть армянский след. Есть ли у вас конкретные факты и собираетесь ли вы поговорить об этом с официальными лицами России?
— Естественно, позицию большинства проживающих в России азербайджанцев мы выразим на официальных встречах. Про армянский след я говорю с первого дня. Находящаяся в состоянии войны с Азербайджаном Армения старается ослабить наши опоры в России. Годами они лезут из кожи вон, чтобы испортить отношения между Москвой и Баку. Не знаю, может опять какой-нибудь чиновник из администрации РФ, или генерал из ФСБ получил подарок от антиазербажданского лоббиста и выполняет заказы, нарушая положения Конституции и Российского гражданского кодекса «О правах нации «? В любом случае, необходимо это изучить. Нельзя допускать такую неверную политику. Россия – многонациональная страна, ее политика должны быть мудрой.