Во Франции разгорается громкий скандал, который можно назвать и «каледонским», и постколониальным, и «азербайджанским». И скандал этот может перерасти в полноценный политический кризис с далеко идущими последствиями.
Азербайджанской аудитории вряд ли имеет смысл напоминать, что Франция – это одна из немногих стран, где сохраняется колониальное управление в чистом виде, прежде всего на тихоокеанских островах, которые Париж именует «заморскими территориями». В том числе это Канаки, или, по-французски, Новая Каледония. Волнения сотрясают этот архипелаг уже не первый год и не первое десятилетие. А в последнее время обстановка ещё больше обострилась. Париж, с одной стороны, вроде бы принял программу деколонизации островов. Но, с другой – не торопится её выполнять. Более того, продолжает переселение в Канаки «материковых» французов, предоставляя им право голосовать на референдумах и местных выборах. Что понятным образом возмущает коренных жителей островов – канаков, которые на своей родине оказались в меньшинстве. И самое главное – сегодня движение канаков за деколонизацию своей родины получает мощную поддержку извне – от Азербайджана, где создана Бакинская Инициативная Группа (БИГ). Деятельность БИГ не на шутку волнует Париж, где регулярно обвиняют Азербайджан во «вмешательстве во внутренние дела Франции» и уверяют, будто бы волнения в «заморских территориях» вообще инспирированы из Баку.
Это, так сказать, общий фон. А теперь конкретика. В декабре 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон назначил Мануэля Вальса на пост министра по заморским территориям Франции. В начале мая нынешнего года мсье Вальс уже в третий раз посещает Канаки — для решения дальнейшей судьбы этой французской колонии. Судя по всему, антиколониальная политика БИГ в рамках международного права оказалась успешной – визиты официальных лиц из Парижа на «заморскую территорию» участились. Более того, Парижу приходится пересматривать свою политику. Вальс первоначально выступал за жёсткий подход. Но в январе 2025 г. в Канаки прошёл Конгресс Международного фронта по борьбе с деколонизацией, в котором приняли участие представители всех колоний Франции. Этот фронт был создан в июле 2024 г. при поддержке БИГ. Раздражаться по этому поводу в Париже могут, ввести против Азербайджана клеветнические кампании могут тоже, а вот игнорировать результаты уже не получается. Сколько бы грязи ни лили на Азербайджан и официальные лица в Париже, и французские СМИ, и «лоялисты» в самой Канаки.
И в результате мсье Вальс, которому волей-неволей приходится принимать во внимание и антиколониальную борьбу канаков, и деятельность БИГ, вынужден менять свой курс с «Канаки в составе Франции любой ценой» на «завершение деколонизации» Новой Каледонии. Непреклонность и высокий профессионализм БИГ приносят свои результаты. Более того, сегодня именно Бакинская Инициативная Группа предлагает своё посредничество на переговорах между правительством Франции и сторонниками независимости Новой Каледонии. Эта поддержка приобрела не только символическое, но и политическое значение.
И в результате в правящей элите Франции – форменная буря. Некоторые заговорили аж о «продаже Новой Каледонии Азербайджану». Так, политическая группа «Объединение правых» в Национальной ассамблее Франции 30 апреля 2025 года вообще обвинила мсье Вальса, что переговоры с представителями Международного фронта по борьбе с деколонизацией «пилотируются со стороны Азербайджана». Лоялисты в Канаки пообещали вообще бойкотировать переговоры.
В результате в ситуацию вынужден был вмешаться Эммануэль Макрон. Он взял деятельность Вальса под свой личный контроль и призвал его быть осторожным в своих высказываниях.
Понятно, что это не более чем уступка общественному мнению. Но от изменения риторики официального Парижа реальность не меняется. Классические колониальные подходы и политтехнологии на тихоокеанских островах уже не работают. Так что менять политику придётся. Понятно, что отказ Франции от своих имперских амбиций будет нелёгким делом. Париж ради сохранения своих заморских территорий готов на всё, включая нарушения международного права. Minval рассказывал об этом неоднократно. И такое рвение можно понять. Потери территорий – это всегда тяжелейший удар по престижу. Более того, без ресурсов Канаки, прежде всего без местного никеля, французской оборонной промышленности придётся ой как непросто. Контроль над Новой Каледонией, расположенной вблизи главных морских путей, позволяет Франции оставаться одним из основных игроков на Тихом океане. И самое главное – в Париже не без оснований опасаются «эффекта домино». Если сегодня из-под французского колониального гнёта вырвется Новая Каледония, завтра её примеру могут последовать и другие территории, подконтрольные Франции. Причём не только заморские – конфликт тлеет на острове Корсика, есть ещё французская часть Страны Басков, Бретань…
Понятно, что в Париже по-настоящему боятся, что поддержка Канаки со стороны БИГ создаст прецедент — точно так же, как Михаил Горбачёв боялся победы движения за независимость даже в отдельно взятой республике, понимая, что после этого СССР разлетится по швам. Что и произошло. Но так как признавать, что французская колониальная политика терпит провал, и что такого рода методы в XXI веке уже не работают, в Париже не очень хотят — там пытаются обвинить в собственном провале… правильно, Азербайджан. Пытаются заодно переключить внимание с главной причины существующих проблем – стремления Франции любой ценой удержать контроль над Новой Каледонией и не предоставлять ей полную независимость.
Но, как показывает развитие событий, сделать это придётся. И да, причины такого развития событий надо искать в Париже и в самой Новой Каледонии, но никак не в Баку.