Внезапное нападение на туристов в контролируемом Индией Кашмире во вторник, 22 апреля, вновь, как это не раз бывало в современной истории, приблизило Индию и Пакистан к настоящей войне. Поскольку сразу после этого инцидента два извечных соперника понизили уровень дипломатических и торговых связей, закрыли главный пограничный переход и аннулировали визы для граждан друг друга.
Исламабад отрицает, что он стоял за вторничным нападением, в результате которого погибли 26 преимущественно индийских туристов. При этом ранее неизвестная военизированная группировка, называющая себя «Кашмирским сопротивлением», взяла на себя ответственность за нападение.
Стремительное ухудшение военно-политической обстановки в регионе пришлось на визит в Нью-Дели вице-президента США Джей Ди Вэнса, который объявил о новой эре сотрудничества между двумя странами, дав понять, что администрация Трампа рассматривает правительство Нарендры Моди в качестве своего основного партнера в регионе Индийского океана.
Вице-президент Дж. Д. Вэнс и премьер-министр Индии Нарендра Моди во вторник объявили о дорожной карте для продолжения торговых переговоров, чтобы избежать возможного введения тарифной ставки в размере 26%, которая вступит в силу в начале июля. А уже на следующий день министр финансов Скотт Бессент сказал, что торговая сделка с Индией, скорее всего, будет заключена раньше других стран.
В свою очередь сближение Индии и США на фоне конфликта с Пакистаном и напряженных отношений с Китаем, может, пусть и косвенно, втянуть Вашингтон в региональную конфронтацию.
Пока же в Белом доме, скорее всего, предпочтут наблюдать за происходящим на дистанции. Да и пакистанский союзник — Китай вряд ли будет заинтересован в вовлечении в региональную конфронтацию в любой форме. Тем более что ресурс для чисто двустороннего индийско-пакистанского напряжения отнюдь не исчерпан.
За истекшие сутки Индия, обвиняя Пакистан в пособничестве терроризму, объявила о ряде ограничительных мер в отношении Пакистана. Она не только понизила дипломатические отношения и приостановила действие важного договора о совместном водопользовании с Исламабадом, но и заявила, что отменила все визы, выданные гражданам Пакистана. Индия также заявила, что сократит штат своей высокой комиссии в Пакистане и сократит число пакистанских дипломатов в Нью-Дели с 55 до 30 с 1 мая.
Пакистан назвал действия Индии «безответственными» и отменил визы для граждан Индии, приостановил всю торговлю с Индией, в том числе через третьи страны, а также закрыл свое воздушное пространство для индийских самолетов.
Но больше всего напряженность может возникнуть из-за вопросов, связанных с совместным водопользованием, которые регламентируются Договором о воде.
Договор регулирует распределение вод шести рек речной системы Инд. Это три восточные реки — Индии: Рави, Беас, Сатледж. Индия получила практически полные права на использование этих рек (в основном для сельского хозяйства, промышленности и водоснабжения). И три западные реки — Пакистану Инд, Джелам, Ченаб. Пакистан получил преимущественное право на эти реки, а Индия может использовать их воды в ограниченном объеме (напр. для гидроэнергетики без создания крупных хранилищ).
Примечательным фактом является то, что на сегодняшний день водный договор считается одним из самых устойчивых международных водных соглашений, так как он продолжал действовать даже во времена войн между Индией и Пакистаном в 1965, 1971 и 1999 годах.
Исламабад уже предупредил Нью-Дели, что спор из-за воды может привести к полномасштабному конфликту. Ведь решение Индии приостановить действие договора о воде может потенциально стать важным поворотным моментом в том, как два соседа управляют важным общим ресурсом. Пакистан предупредил, что любая попытка Индии остановить или отвести поток воды между ними будет считаться «актом войны».
Руководство в Исламабаде уверенно, что договор является обязательным международным соглашением, заключенным при посредничестве Всемирного банка, и не содержит положений об одностороннем приостановлении. Здесь считают его «жизненно важным для обеспечения национальных интересов» и спасательным кругом для 240 миллионов человек страны.
В частности, Договор необходим для поддержки сельского хозяйства и потребностей Пакистана в гидроэнергетике. Приостановка его действия может привести к нехватке воды в то время, когда некоторые части страны уже борются с засухой и сокращением количества осадков.
Следует напомнить, что несмотря на напряженные отношения, водное соглашение никогда не было «разменной монетой» в спорах между соседями. Теперь в Нью-Дели считают, что «красных линий» в отношениях между Пакистаном должно быть еще меньше.
Тем временем ухудшение отношений между Пакистаном и Индией крайне негативно может сказаться не только на политической обстановке в Южной Индии, но и в значительно большей географии. В частности, на деятельности ШОС, членами которой являются обе страны, и действующий председателем которой является Китай – фактический союзник Пакистана.
Вполне может стать, что нынешнее обострение может быть лишь «войной нервов», попыткой «выпустить пар» напряженности, копившийся между странами в течение продолжительного времени. А возможно, это проба сил перед лицом продолжающей трансформироваться международной системы безопасности. Так или иначе, если в этой «пробе сил» Индия готова повышать ставки настолько, что это в конечном итоге может до основания потрясти и без того хрупкую систему региональной безопасности, то ситуация действительно грозит выйти из-под контроля. А принимая во внимание, что конфликтуют две ядерные державы, не трудно представить и масштабы последствий.