Баку вновь в центре мировой энергетической дипломатии. Здесь проходит очередное заседание Консультативного совета «Южного газового коридора» – с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева. Глава государства в своем выступлении на форуме озвучил целый ряд принципиальных месседжей. В частности, Ильхам Алиев призвал пересмотреть политику отказа международных финансовых институтов от финансирования газовых проектов. Напомнив, что в настоящее время Южный газовый коридор работает на полную мощность, а Южно-Кавказский трубопровод, TANAP и TAP являются тремя неотъемлемыми частями этого коридора, глава государства отметил: «Они работают на полную мощность, и нам нужно их расширять», — добавив, что для этого, безусловно, нужны средства. После чего продолжил: «Здесь мы подходим к важному моменту. Мы неоднократно отмечали, что международные финансовые институты, те институты, которые приняли решение приостановить финансирование проектов, связанных непосредственно с полезными ископаемыми, возможно, должны прекратить эту политику».
А вот здесь не обойтись без пояснения. Понятно, что отказ от финансирования проектов, связанных с ископаемым топливом – это часть «зелёной» повестки. Но насколько это логично и продумано? Карикатурные персонажи вроде Греты Тунберг могут требовать «отказа от ископаемого топлива, сейчас, немедленно и полностью». Но реальность в том, что полностью отказаться от него мир не может и в ближайшем будущем не сможет. Ильхам Алиев говорил об этом неоднократно. В частности, на форуме «СОР29 и зеленое видение для Азербайджана» в Университете ADA президент Азербайджана отмечал: «Что касается внедрения «зеленой» энергетики и ископаемого топлива, я думаю, что мир будет нуждаться в ископаемом топливе еще много лет. Я думаю, было бы наивно думать, что однажды это прекратится. Потому что мир к этому не готов. Мировая экономика к этому не готова, и промышленность не готова к этому. Таким образом, я думаю, что лучшим способом будет создание синергии и эволюционный путь, а не постановка недостижимой цели». Тогда же президент раскрыл и некоторые тонкости финансирования газовых проектов. По словам Ильхама Алиева, «в проектах, подобных тем, которые мы реализовали, будь то нефтепроводы или газопроводы, около 30% финансирования поступает от корпораций. Остальное – кредитные деньги».
А теперь вернёмся к «горячим новостям» с энергетического рынка Европы. Сегодня – и об этом напомнил Ильхам Алиев – Азербайджан поставляет природный газ в 12 стран. Из них 10 являются европейскими странами, восемь — члены Европейского союза. Добавим от себя: число стран, где проявляют интерес к азербайджанскому газу, растёт. Тому много причин. Во-первых, на фоне агрессии против Украины Россия по сути теряет газовый рынок Европы, а Европа вынуждена искать альтернативных поставщиков. И не только из солидарности с Украиной– работа трубопроводов, которые проходят через линию фронта, априори не может быть надёжной. В такой ситуации по понятным причинам со всей остротой встаёт вопрос строительства разного рода интерконнекторов. Но… Кто будет это финансировать? Складывается ситуация, очень знакомая ещё по тем временам, когда в фокусе внимания европейских энергетических аналитиков был проект «Набукко»: газ хотят все, платить за трубу не хочет никто.
Теперь же возникает ещё один вопрос. Выступая на заседании КС ЮГК, Ильхам Алиев подчеркнул: мы должны быть уверены, что наш природный газ будет востребован в Европе. То есть нам нужно быть уверенными, что на европейском рынке в течение нескольких лет еще будет в этом потребность. «Если у нас не будет такой гарантии, то ни инвесторы, ни страны не будут вкладывать деньги. Таким образом, возникнет огромный дефицит природного газа. А наши запасы известны. Мы ожидаем начала добычи на новых месторождениях», — добавил глава государства. В переводе: газовый рынок подразумевает долгосрочные контракты и договорённости. Да, сегодня на фоне украинской войны Европа срочно нуждается в наращивании поставок газа из Азербайджана, но нужны гарантии, что этот интерес – надолго.
И, наконец, есть ещё одно не очень афишируемое и очень неприятное обстоятельство. Европейские политики и евробюрократы очень любят перекладывать риски на своих партнёров. Особенно если в качестве партнёров выступают государства постсоветского пространства, которые рассматривают любые проекты сотрудничества через призму «европейских устремлений». Особенно жёстко и красноречиво это видно, конечно, в политике, где именно новым независимым государствам приходится принимать на себя все риски и последствия своего «европейского выбора».
В случае с Азербайджаном речь идёт, казалось бы, всего лишь о финансах. И можно вынести за скобки «нефтегазовый подтекст» боев на Товузском направлении в июле 2020 года и не задавать вопросов, так ли уж случайно, что свою «новую войну за новые территории» Армения решила начать в сентябре 2020 г., притом что ЮГК входил в строй в декабре того же года. В любом случае, одержав победу в Карабахе, Азербайджан ещё и на принципиально новом уровне обезопасил свои экспортные трубопроводы, причём сделал это собственными силами.
Просто такая вот предыстория взаимоотношений Евросоюза со своими партнёрами из числа новых независимых государств заставляет уже по иному расценить то, что озвучил Ильхам Алиев. Сегодня уже не получится вести политику по принципу «нефть и газ – Европе, политические и финансовые риски – Азербайджану». Азербайджан не просто напоминает о своих интересах и в выдвигает какие-то условия в сфере энергетического сотрудничества. Речь о том, что в нашей стране уже не намерены идти на любые финансовые риски только ради того, чтобы нас похлопали по плечу «большие дяди» из Евросоюза. Ильхам Алиев еще раз напомнил, что с нашей страной надо «на вы» и по цивилизованным правилам. И да, Азербайджан к этому моменту зарекомендовал себя настолько ценным и надёжным партнёром, что проигнорировать этот месседж евробюрократия вряд ли сможет.