Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

В Баку прибыли корабли российской Каспийской флотилии — для участия в «Кубке моря» в рамках Армейских международных игр-2020. Встречали российских гостей красиво и торжественно — с музыкой, цветами, хончой и шербетом, как того требуют и нормы протокола, и законы гостеприимства.

Но именно эта протокольно-торжественная встреча вызвала достаточно резкую реакцию многих пользователей социальных сетей: стоило ли так встречать российских гостей и вообще позволять военным кораблям РФ прибыть в Баку после очередного российского подарка Армении — тем самым транспортным самолетам, которые как раз накануне и по горячим следам армянской вооруженной провокации в Товузе доставляли Еревану очередные партии оружия? Эти оценки можно разделять или не разделять, но не замечать сдвигов общественного мнения уже не получится. К тому же происходят они на показательном фоне — позиции РФ на постсоветском пространстве рушатся по принципу «прорыва плотины».

Процесс этот начался не вчера. И охватывает он многие регионы.

Сегодня в это трудно поверить, но еще в девяностые-«нулевые» у стран Балтии, уже входивших в ЕС и НАТО, выстраивались вполне конструктивные отношения. Но затем, после мюнхенской речи Владимира Путина, «вставания с колен» и т.д., Москва от добрососедства перешла к провокациям и давлению. После попыток Москвы указывать соседним государствам, на каком языке писать вывески на улице, как учить детей и где должен стоять памятник советским солдатам, после запрета импорта шпрот и молочных продуктов, а тем более размещения в Калининградской области наступательного оружия и отработок на учениях высадки десанта на балтийские пляжи, после кибератаки на Эстонию, «бронзовой ночи» и т.д., Литва, Латвия и Эстония предпочли выстроить с помощью своих союзников по НАТО оборонительную систему. И очевидно, что во всех проблемах на балтийском направлении Москве следует винить только себя.

До 2008 года вполне добрососедские отношения с Россией, несмотря даже на очевидную ответственность Москвы за поддержку сепаратистов в Сухуми и Цхинвали, выстраивала Грузия, и вопреки расхожим стереотипам, победа «революции роз» в 2003 году и приход к власти Михаила Саакашвили этого тренда не сломали.

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

Назначение Михаилом Саакашвили на пост министра экономики Грузии российского олигарха Кахи Бендукидзе многие расценивали как «месседж», адресованный северным соседям: приходите, инвестируйте и покупайте! Но в ответ Грузия получила сначала запрет своего вина и «Боржоми», составление списков обучающихся в российских школах грузинских детей и, наконец, открытую российскую агрессию в августе 2008 года — с танками на улицах Зугдиди, взрывами кораблей в Поти и обстрелом жилых кварталов Гори из ОТРК «Искандер», а затем — объявление оккупационных марионеточных режимов в Сухуми и Цхинвали «независимыми государствами». Сегодня дипломатические отношения Москвы и Тбилиси разорваны, и даже приход к власти «Грузинской мечты» общих трендов уже не изменил. Грузия по-прежнему намерена вступать в НАТО и ЕС, а в России по понятным причинам видит источник угрозы, а не соседа и партнера. И это надолго. Что также является вполне закономерным результатам российской политики.

В первую половину «десятых» никому и в голову не могло прийти прогнозировать «сложности» в отношениях России и Украины. Киев воспринимался как естественный партнёр Москвы. Эту убежденность не «сломали» ни российская «газовая война» в ответ на победу первого киевского Майдана, ни даже военно-морской кризис вокруг косы Тузла. Но уже в 2014 году мир стал свидетелем российской аннексии Крыма и «гибридной агрессии» на Донбассе. В Киеве тоже связывают свое будущее с НАТО, а антироссийский тренд в политике и идеологии агрессия Москвы по понятным причинам “задала” на несколько поколений вперёд.

Сегодня на глазах рушатся отношения Москвы и Минска. Чем бы ни закончилось внутриполитическое противостояние в Беларуси, понятно, что прежних отношений с Россией уже не будет — и опять по вине самой же Москвы, где так и не научились воспринимать Беларусь как независимое государство, а не «западный в квадрате федеральный округ».

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

И даже там, где нет столь экстремальных сценариев, эрозия российских позиций заметна невооруженным глазом. От Москвы открыто дистанцируется доселе сонная и лояльная Центральная Азия. Наводит мосты с Евросоюзом Узбекистан. Открывается для внешнего мира Туркменистан, где активно участвуют в совместном с Азербайджаном и Афганистаном проекте «Лазуритового пути» и приглядываются к Южному газовому коридору. Открывает свои порты для транзита американских военных грузов Казахстан. Даже в Армении, находящейся от России в сильнейшей зависимости, у власти оказалась набранная из «спросят» команда Никола Пашиняна, и эти самые «отбросы Сороса» не упускают случая пустить шпильку в адрес своих московских благодетелей. Недавнее «выдавливание» из эфира российских каналов — пример показательный.

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

На этом фоне Азербайджан отдаёт приоритет сдержанности и ответственности. Наша страна проводит действительно независимую политику, основанную на собственных национальных интересов. Среди ее краеугольных камней — верность взятым на себя обязательствам. В полной мере это касается и российского «трека», где Азербайджан скрупулёзно соблюдает и подписанные, и «джентльменские» договоренности, воздерживаясь от откровенно антимосковских шагов. В нашей стране действуют русские и «интернациональные» школы, театры, издаются на русском языке газеты и книги, проходит фестиваль «Жара» и «Кубок моря». Азербайджан — в числе ведущих инвесторов на российском Северном Кавказе, куда и российский бизнес идёт не то чтобы охотно, партнёр Москвы в проекте коридора «Север-Юг»…

Фатальные ошибки Кремля. Как Россия теряет постсоветское пространство

И как на это все ответила Москва?

Как теперь признаёт бывший президент Армении, соучастник Ходжалинского геноцида Серж Саргсян, в 2010-2018 годах Россия предоставила Армении военно-техническую помощь в размере 50 тысяч тонн. И добавляет: «Когда речь идет о военно-технической помощи – это значит, что ты за нее не платишь». Более того, в эти 50 тысяч тонн не входят «Искандер», «Точка-У», оружие в рамках 200-миллионного и 100-милионных кредитов. То есть тоже по сути в подарок: российское оружие покупается на российские же деньги, которые Армения даже теоретически не сможет выплатить.

И вот теперь — новый оружейный «подарок» для Армении, синхронно с боями в Товузе, где армянские агрессоры и в прямом, и в переносном смысле нацелились на азербайджанские трубопроводы и железные дороги, идущие в обход России. Ни памятник гитлеровскому пособнику Нжде, ни приход к власти «отбросов Сороса» не снизили желания Москвы помогать оружием Армении, совершившей агрессию против Азербайджана и продолжающую оккупацию значительной части территории Азербайджана. Излишне напоминать, насколько такой шаг противоречит и этике посредника — сопредседателя МГ ОБСЕ, и заключённым между Азербайджаном и Россией соглашениям и договорам, и международному праву. И еще такому понятию, как порядочность.

А теперь в Азербайджане сдержанно, ответственно и хладнокровно, собрав эмоции в кулак, анализируют эти реалии российской политики, делают свои выводы и пересматривают многие постулаты, ранее казавшиеся незыблемыми. И понятно, что это означает «на выходе» уже для самой Москвы, чьи позиции на постсоветском пространстве не просто рушатся — Кремль рискует растерять даже не союзников, но и последних «доброжелательных партнеров» и оказаться в плотной изоляции даже на постсоветском пространстве, которое Москва считала и по привычке считает своей вотчиной.

И да, это не тот случай, когда можно рассуждать по принципу «а куда они с подводной лодки денутся».

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики