Гром среди ясного неба и гробовое молчание чиновников

Гром среди ясного неба и гробовое молчание чиновников

Гром среди ясного неба и гробовое молчание чиновников

Вчера страна грандиозным салютом и масштабным концертом отпраздновала рождение 10-миллионного жителя Азербайджана. Событие, конечно же, радостное, но парадокс заключается в том, что огненные шары салюта распускались над школой, в которой раньше училась девочка, чью преждевременную смерть обсуждает сегодня вся страна. Она умерла именно в тот самый день, когда впервые увидела свет 10-миллионная гражданка Азербайджана.

Страсти по погибшей Элине – жертве жестокого буллинга – набирают обороты. И сегодня мы читаем все более шокирующие подробности о жизни и смерти 14-летней девочки, чье имя продолжает мелькать в СМИ и в социальных сетях. Причем, в самых различных образах – то жертвы, то грешницы.  Кто прав, кто виноват – по-любому будет выяснять следствие. Но сегодня ясно одно: самоубийство Элины Гаджиевой открыло страшный огрех, и сегодня каждый ребенок, обучающийся в школах страны, под прицелом.

В нашу редакцию после публикации статьи пришло множество откровенных писем родителей бакинских школьников, рассказывающих о том же самом, а именно – о бесполезности жалоб руководству школ в случаях проявления буллинга. Номера школ назывались самые разные, и все эти родители сегодня реально опасаются за жизнь своих детей. Трагедия Элины показала наглядно, что руководство школ этими вопросами не занимается. «Дети сами разберутся», «у нас своих дел по горло», «ваш ребенок – сами и разбирайтесь» – вот доподлинные ответы руководства школ, в которых происходят случаи травли и прессинга детей со стороны их сверстников.

Мы понимаем, что Азербайджан – не единственное место на земле, где происходят акты буллинга. Актуальность этой проблемы сохраняется и даже возрастает во многих странах мира, и в качестве примера можно привести Германию, где жертвой буллинга является каждый седьмой ребенок. Один из 25 детей при этом подвергается серьезной травле, т.е. действия буллинга в отношении него осуществляются один или несколько раз в неделю на протяжении длительного времени (как в случае с Элиной). 88% буллеров являются ровесниками жертв, лишь 12% буллеров по возрасту старше своих жертв.

Но в Европе существует и такое явление, как работающие законы. Так, к примеру, в  Швеции дети и подростки с 2006 г. законодательным путем защищены от травли в школе. Все возраставшее число жалоб от подвергавшихся буллингу школьников привело к тому, что правительство вынуждено было принять соответствующий закон, принуждающий школы активно участвовать в борьбе против дискриминации и буллинга.

Не так давно закон о противостоянии булингу был принят в Верховной Раде в Украине.

Трагедия Элины Гаджиевой показала, что и парламент нашей страны должен как можно скорее принять аналогичный закон. И чтобы закон этот ни в коем случае не оставался на только на бумаге.

Читайте также: Трагедия, обнажившая серьёзные проблемы

Сегодня – как никогда ранее – нужно бить во все колокола, призывать все правительственные и неправительственные организации к созданию единого проекта борьбы с этой страшной «школьной инфекцией», которая зачастую приводит к смерти, а если не убьет, то искалечит на всю жизнь.

Мы не понимаем, почему до сих пор Министерство образования НИКАК не комментирует эту трагедию. Это более чем странно на самом деле. Хотя в любой цивилизованной стране первое лицо министерства должно было проявить личное участие по отношению к семье погибшего ребенка, должно было публично выступить перед народом, обнадежить личным участием в ходе расследования, успокоить людей, пообещать, что такого больше не повторится. А, может быть, министр образования Джейхун Буйрамов не делает таких заявлений именно потому, что он не уверен в том, что такого больше не повторится?

А, тем временем,  на ситуацию отреагировал даже глава представительства ЮНИСЕФ в Азербайджане Эдвард Карвард, который написал в своем аккаунте в Фейсбуке следующие слова:

«Потрясшая нас до глубины души трагическая смерть 14-летней Элины еще раз подтвердила, что всем, включая возглавляемую мной организацию, следует больше трудиться во имя защиты чувствительных детей и повышения степени их защищенности».

Мы не должны высказывать предположения о причинах, приведших к столь трагической развязке, нам следует действовать, чтобы обеспечить защиту детей, находящихся в группе риска. Нужно привлечь опытных детских консультантов, психологов и социальных работников, помогать детям и семьям, находящимся в группе риска. Необходимо разработать специальные программы подготовки социальных работников и протестировать их в некоторых регионах Азербайджана. Я призываю акцентировать внимание на вопросе защиты детей, чтобы предотвратить новые трагедии», – подчеркнул Эдвард Карвард.

Молчание руководства Минобразования вызывает недоумение и негативные эмоции граждан, что на самом деле неприемлемо, потому что любой министр – согласно заявлению Ильхама Алиева – «слуга народа». И слуга этот должен быть рядом с народом в тот самый момент, когда люди нуждаются в четких профессиональных объяснениях ведомства, которое отвечает не только за образование, но и за безопасность детей.

И раз уж речь зашла о Министерстве образования, стоит отметить, что смерть Элины Гаджиевой, возможно, послужит толчком для того, чтобы важный и нужный проект «Друг школьника» перестал быть только пилотным: он обязательно должен быть внедрен во все школы страны – в качестве официальной программы. И только в этом случае родители смогут вздохнуть спокойно, потому что дети их будут под постоянным наблюдением профессионалов.

Но все это – в туманном будущем. Общественность ждет, когда наконец будут официально разглашены результаты расследования, ждет, пока накажут виновных в смерти 14-летнего ребенка. Элине не суждено было вырасти, выйти замуж, родить ребенка, дожить до старости. Но, увы.

Сегодня три дня, как Элины нет в живых. Но страсти не утихают. Директриса дает журналистам глупые «интервью», в которых заявляет о том, что девочка была из «развратной семьи», но при этом почему-то не объясняет, каким образом проблема (по ее вине, кстати!) осталась нерешенной и привела к такому страшном концу.

Отметим, что до сих пор эта женщина сидит в директорском кресле, хотя в любой цивилизованной стране ее бы отстранили от исполнения обязанностей хотя бы на время следствия.

Огромное количество электората социальной сети фейсбук подписывают сегодня петицию, в которой просят Ильхама и Мехрибан Алиевых своим личным участием повлиять на прозрачность хода следствия. Обратите внимание: петиции не на имя чиновников, которые на самом деле занимаются расследованием. Люди не доверяют им, потому что не верят в справедливое расследование в стране, где по-прежнему рулят кумовство, взятки и тапш.

Мы очень надеемся, что петиции дойдут до адресата, и справедливость восторжествует. Но вот только когда? Остается ждать. А ожидание, как показала трагедия Элины, смерти подобно.

Яна Мадатова

Теги:
Из этой рубрики