«Кофе руссиано» для Сержика Саргсяна

«Кофе руссиано» для Сержика Саргсяна

15101819_10154738247399133_53625670_oПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев вновь попал в «топ» социальных сетей. Еще недавно в центре внимания было его «Денег нет, но вы держитесь там. Хорошего вам настроения!» Теперь глава правительства РФ поставил новый рекорд. Как передают СМИ, накануне, 16 ноября, на заседании Евразийского межправительственного совета в Москве, Медведев посетовал на неполиткорректность названия кофе «американо» и предложил его переименовать. А его армянский коллега Карен Карапетян предложил свой вариант – надо, мол, назвать его «кофе руссиано».

В самом Ереване, кстати говоря, кофе, заваренный в «джезвейке», категорически запрещается именовать «кофе по-турецки» – предписано называть его «кофе по-восточному». Хорошо еще, что не «кофе по-еревански» – с резвостью наших соседей в кулинарном воровстве можно было придумать и не такое. Теперь вот, похоже, армянские «политтехнологи» решили распространить на Россию не только в переименовании популярного рецепта кофе. На такой вывод наталкивает пространное интервью, которое дал президент Армении МИА «Россия сегодня».

Судя по всему, в Москве вняли слезным просьбам Еревана и решили «уравновесить» недавнее интервью Президента Азербайджана Ильхама Алиева беседой с президентом Армении.

Здесь, пожалуй, надо отвлечься от темы. Интервью – жанр в журналистике особый. Его «танцуют вдвоем». А «результат» иногда бывает похож на поединок с обменом ударами и колкостями, иногда – на акробатический рок-н-ролл, иногда – на церемонный дворцовый танец с реверансами и поклонами. А вот дуэт Киселева и Саргсяна производил впечатление этакого «кофе руссиано с развесистой клюквой».

1k

В самом деле, Дмитрий Киселев, чьи, подберем самое мягкое выражение, неэтичные высказывания становились причиной вызова послов России в МИД, нот протеста и дипломатических скандалов, на сей раз превратился в пай-мальчика и показывал прямо-таки чудеса словесной эквилибристики, чтобы, не приведи Всевышний, не обидеть своего визави. Ведущий «Вестей недели» ни словом, ни полусловом не обмолвился не то что о соучастии Сержа Азатовича в расправе над жителями Ходжалы, но даже о четырех резолюциях СБ ООН, принятых еще в первую половину девяностых и так и оставшихся на бумаге из-за неконструктивной позиции Армении. Не поинтересовался, как обстоят дела в Армении с русским языком, притом что два года назад в ходе собственной поездки в Ереван был ошарашен, что местный таксист не мог объясниться с ним по-русски, и едва ли не в ультимативной форме требовал придать русскому языку в Армении более высокий статус. Словом, в руководстве МИА «Россия сегодня» сделали все, чтобы получить «на выходе» нечто обтекаемо-бесконфликтное.

Но, несмотря на все старания, «на выходе» все равно получился совсем не тот результат, которого следовало бы ожидать.

Президент Армении, впечатленный происходящим, конечно, хотел как лучше. И так старательно выражал свое верноподданичество Москве, что, судя по всему, не оставил камня на камне от последних остатков авторитета России в Азербайджане.

«Искандеры» – момент истины

Прежде всего, Серж Азатович Саргсян ну совсем не к месту разоткровенничался по поводу «Искандеров». Комментируя тот факт, что, по словам Дмитрия Киселева, «Армения является единственной, кроме России, страной, которая располагает ракетами «Искандер», и они были показаны на военном параде по случаю Дня независимости Армении», президент Армении своего исторического союзника и покровителя в лице России банально «сдает»: «Я думаю, это была вынужденная мера, чтобы каким-то образом сбалансировать военную ситуацию в нашем регионе. Не секрет, что Азербайджан в течение последних нескольких лет регулярно приобретал новейшее вооружение. Мы не имеем таких возможностей, как Азербайджан, я имею в виду финансовые возможности, но мы все время стараемся сбалансировать ситуацию, находя противоядие. Я думаю, что в данном случае «Искандер» является именно таким противоядием. Конечно, гонка вооружений – это нехорошая ситуация, и мы не хотим идти на это, но что делать, если тебе каждый день угрожают войной, физическим истреблением. Ты должен предпринимать соответствующие шаги. Кроме того, у нас с Россией есть договор о поддержании баланса сил в регионе. Думаю, Россия, исходя из этого, пошла навстречу нашей просьбе и предоставила нам эту прекрасную в военном отношении систему».

iskanderi arm

А вот это, простите, как понимать? Во-первых, что значит «предоставила»? Дала поиграть? Позволила провезти по площади с оркестром? Или подарила? Особенно с учетом такого милого заявления Сержа Азатовича, что Москва таким образом «выравнивала баланс», потому как Азербайджан может позволить себе закупать оружие, а вот многострадальная Армения – нет. Потому как президент Армении в интервью Дмитрию Киселеву недвусмысленно подтвердил: российские «Искандеры», которые демонстрировали на армянском параде, направлены против Азербайджана, пусть даже констатация этого факта спрятана за милыми эвфемизмами насчет «выравнивания баланса». И да, такая милая деталь: именно Армения, которой сегодня так активно помогает Россия, совершила агрессию, захватила (при поддержке все той же России) 20% территории Азербайджана, провела на этих землях «этнические чистки»…Сегодня именно неконструктивная позиция Еревана «клинит» переговоры. И нетрудно догадаться, что на этом фоне столь впечатляющая помощь Армении со стороны России мирному урегулированию конфликта не способствует, и это еще мягко сказано.

Международное право в ереванском прочтении

Апофеоз, однако, наступил, когда Сержик Азатович решил высказаться на тему урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Где тут же ошарашил аудиторию заявлением: Армения, оказывается, признает территориальную целостность всех государств, в том числе Азербайджана!

Тут бы, конечно, Дмитрию Киселеву поинтересоваться: а почему тогда конфликт продолжается? Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху самую высокую степень автономии, Армения, как заявляет ее президент собственной персоной, признает территориальную целостность Азербайджана – так о чем вообще спорить? Или хотя бы спросить, означает ли это заявление Сержика Азатовича, что Армения признает свою границу с Турцией, проведенную в соответствии с Карсским и Московским договором, и отказывается от притязаний на восточноанатолийские вилайеты? Но подобных «недозволенных» вопросов президенту Армении Дмитрий Киселев не задает. А сам Сержик Азатович через минуту так «развивает свою мысль», что не оставляет сомнений у читателей: поговорку «каков поп, таков приход» придумали не зря. И ее «переложение» в стиле «какова метрополия, таков и форпост» тоже. Напомним: после российской агрессии против Грузии в 2008 году и признания Москвой «независимости» Южной Осетии и Абхазии тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Россия полностью признает территориальную целостность Грузии с учетом ранее состоявшегося признания в качестве независимых субъектов международного права Южной Осетии и Абхазии».

1481544824

Похожим политическим шулерством занимаются и в Армении. Где создали свою, с позволения сказать, концепцию: оказывается, территориальная целостность Азербайджана никакого отношения к Нагорному Карабаху не имеет, поскольку там еще до распада СССР провели свой «референдум о независимости». А значит, согласно ереванской логике, то есть, простите, закону о выходе республик из бывшего СССР, частью Азербайджана «самоопределившийся Карабах», дескать, уже не считался.

Это, конечно, политические построения из разряда тех, когда в Сети интересуются, что курили их авторы перед тем, как высказать такое. Дело даже не в том, что тот самый закон о выходе республик из состава СССР, так и не был принят и не вступил в силу, а проведенный под дулами автоматов боевиков и без какого бы то ни было контроля со стороны легитимных органов власти «референдум» в Нагорном Карабахе, так же, как, кстати, и  в Крыму в 2014 году, международное сообщество не признает. Важно другое. После распада СССР в декабре 1991 года бывшие республики, напомним прописную истину, были признаны мировым сообществом в существующих границах. То есть тех, где Карабах – это неотъемлемая часть территории Азербайджана. И, нравится это Армении или нет, но принцип территориальной целостности распространяется на Карабах в составе Азербайджанской Республики.

Но это все Серж Азатович, судя по всему, привычно пропустил мимо ушей. И в обществе Дмитрия Киселева осмелел настолько, что уже рискнул высказать сию, с позволения сказать, концепцию на всю аудиторию МИА «Россия сегодня». Сначала он заявил, что, дескать, «самоопределение народов никак не противоречит принципу территориальной целостности, потому что территориальная целостность касается отношений между государствами, а самоопределение – столицы и народа, который проживает компактно на своей исторической родине», и вообще, «если мы отвергаем принцип самоопределения народов, тогда мы не должны были выходить из состава Советского Союза, это же произошло на основе этого принципа». Потом решил «вспомнить, как все было». И поведал, что «в 90-м году в Советском Союзе был принят Закон о порядке урегулирования вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР. И там очень четко в третьем пункте было прописано, что это полностью касается и автономного образования. 90-й год. Что дальше случилось? В октябре 91-го года Верховный совет Азербайджана принял конституционный акт о независимости Азербайджана. То есть фактически он себя объявил вне Советского Союза». А вот «население граждан Нагорного Карабаха, граждан тогдашнего Советского Союза, приняло решение провести референдум. 10 декабря прошел референдум о выходе Нагорно-Карабахской автономной области из Азербайджана». Верил ли он сам в то, что говорил, можно только гадать. Но в чем нет сомнений, так это в том, что получился из этого интервью нечаянный «тест на договороспособность» для Армении, и она этот тест благополучно провалила.

«Позвони мне, позвони»

Все вышеперечисленное, впрочем, не мешает Сержу Азатовичу пытаться предстать в образе этакого «миротворца». То он жалуется на такой-сякой Азербайджан, который ну никак не желает внедрять в Карабахе некие «механизмы», которые, мол, позволят отслеживать, кто нарушает режим прекращения огня. То, что в XXI веке есть средства разведки и спутниковые снимки, а предлагаемые «механизмы» просто законсервируют линию фронта в ее нынешнем виде, он изящно «вывел за скобки». А в конце по подсказке Киселева даже предложил создать этакую «горячую линию» между Ереваном и Баку. Чем вызвал шквал насмешек в социальных сетях. Потому как устанавливать такого рода средства коммуникации имеет смысл, когда оба собеседника готовы к настоящему диалогу, а не его имитации. А на это вряд ли стоит надеяться, если принять во внимание ту, пардон, искаженную картину мира, которую излагал в интервью Дмитрию Киселеву президент Армении.

Sargsyan

Что же – Серж Азатович глубоко не в курсе, что Азербайджан и Армения признаны мировым cообществом в своих «постсоветских» границах без «корректировок» на основе того самого закона, на который он так старательно ссылается и который, увы и ах, не прошел всю процедуру принятия и не вступил в силу? И если даже для президента Армении разобраться во всех этих юридических тонкостях оказалось непосильной задачей, неужели в его команде не нашлось ни одного мало-мальски толкового дипломата или советника, который взял и втолковал бы этому главе государства, что признание Азербайджана и Армении в существующих границах юридическую силу имеет, четыре резолюции СБ ООН, требующие вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских земель – тоже правовой документ, а вот «закон» вместе с «референдумом» – уже нет? Ну не принимать же всерьез версию, что именно на такой случай он предлагал создать «горячую линию» между Ереваном и Баку? Или же…все грубее и проще? И надеется Серж Азатович на все ту же помощь России? Не зря же она «встала с колен» и «предоставила» ему вожделенные «Искандеры». Во всяком случае, сам президент Армении банально проговорился: «Я уверен, что если бы Советский Союз просуществовал еще полгода-год, независимость Нагорного Карабаха стала бы фактом и была бы признана остальными». Кто бы сомневался: в 1920 году, когда независимая Азербайджанская Демократическая республика была аннексирована Советской Россией, ее площадь составляла 114 тыс.кв.км., а к 1991 году площадь Азербайджанской ССР уменьшилась до 86,6 тыс. кв.км.. – главным образом за счет «территориальных подарков» все той же Армении. И, наконец, рассуждая о «национальной идее», брякнул: «В чем национальная идея? Стать сильным государством. Крепким государством. Не иметь проблем ни с Азербайджаном, ни с Турцией. То есть я мечтаю о том дне, когда Карабах будет или в составе Армении, или независимым государством». Как это соотносится со стремлением «не иметь проблем ни с Азербайджаном, ни с Турцией», пояснять не стал. Да и что он, собственно, мог сказать? Что национальная идея Армении – это по-прежнему мечта о чужих землях? Или что реализовывать эту мечту в Ереване рассчитывают руками России? Которая будет послушно исполнят все по подсказке Еревана, примерно так же, как Медведев решил переименовать кофе «американо» в «руссиано»? Послевкусие у этого «кофе руссиано с развесистой клюквой» оказалось не самым приятным.

 

Нурани, специально для Minval.az

Теги:
Из этой рубрики