После полнейшего разгрома нурсистской сети в кабинетах азербайджанской власти гюленистская ложа, выступающая в комбинациях американских спецслужб в качестве главного и весьма эффективного средства манипулирования политической ситуацией, осознав тщетность попыток расколоть властную элиту Азербайджана путем усиления внутри нее прогюленистской фракции, сделала ставку на укрепление радикальной оппозиционной фронды.
Все мы помним, как в 2013 году полетели головы высокопоставленных чиновников президентской администрации. Политическая казнь нурсистов в Баку состоялась вслед за бунтом гюленистов в Анкаре. Раскачивание ситуации и дестабилизация, предшествовавшие расколу правящей элиты Турции, вылились в народную смуту на Таксиме и вполне могли перенестись на протестную бакинскую площадь. Ведь Турция и Азербайджан – это единый и неразрывный политический организм.
Алиевской власти угрожал взрывоопасный источник в самой власти: группа чиновников, тесно связанная с Гюленом, малообразованным турецким провинциальным духовником – неказистым выпускником медресе в Эрзеруме, раздутым ЦРУ до масштабов общепланетарного проповедника. В 2008 году журнал Foreign Policy, где особенно велико влияние американского «государства в государстве», объявило Гюлена самым влиятельным интеллектуалом планеты. За океаном токмо ради невинных слез и горячих пятничных проповедей, чем слезливый Гюлен обычно привлекает общественное внимание и справедливое порицание истинно интеллектуальной элиты, такие подарки не делаются.
Запад планировал выпестовать из Гюлена своего рода мусульманского Мартина Лютера. Протестантство, призванное к ревизии ортодоксального ислама, который своими крестовыми походами во имя освобождения родины–Иерусалима, ставит под сомнение само существование и безопасность человеческой цивилизации. Привели к власти, подогнали под новую коалицию теорию просвещенного политического ислама, придумали проект под названием «Большая восточная каша»…
Турция со времен кемалистского ренессанса была надежным оплотом западного секуляризма и либерал-демократии на Востоке. Но проект «Большого Исламского Востока» и переформатирования границ, жажда драконьего возмездия в отношении прежде ручных арабских диктаторов, вознамерившихся пересмотреть транспортную и энергетическую артерию Востока, проект большого Курдистана и много других мотивов, слившихся воедино, закономерно вызвали к жизни идеи воскресения неосманского нурсизма. Хотя этот же нурсизм еще в прошлом веке был умерщвлен прозападным кемализмом. Причем ценой большой крови. На сей раз понадобилась кровь людей, которые линчевали нурсизм. И придуманный талантливыми американскими политтехнологами новый Саид Нурси – Гюлен, в руками тысяч протестантов-исламистов, расставленных на ключевых постах в турецкой иерархии власти, принялся линчевать пособников светского кемализма. И Запад потворствовал ему в этом. Тот самый Запад, который век тому назад потворствовал оргенералу Мустафе Кемалю-Паше, предавшему огню и мечу сторонников Хромого Человека Европы – Османского халифата.
Запад, как и три века назад, вернулся к известной британской доктрине, запустившей на Аравийский полуостров полчища смерти под предводительством Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Парадоксально, но все ваххабитские государства – радетели ортодоксального, первозданного и непорочного ислама, так называемые реконсисты — по сей день живут с оглядкой на Запад. Три века спустя арабы вновь возненавидели средневековую форму правления самодуров-халифов. К власти стали приходить исламисты. Повсюду! Но не забывайте, жаркая арабская весна, которая изначально задумывалась как бархатная, пролила море крови. Ревинтернационал захлебнулся в Ливии, потом в Сирии. Бархатная революция выродилась в кровавую мясорубку…
Но вернемся к Турции и новой мессианской затее под названием гюленизм. Почему Турция, спросите вы? И почему не арабский мир? Почему рулетка, готовая обозначить новую модель протестантского ислама, остановилась на Турции? А потому что после арабов, турки возможно первый народ, который принял ислам, как свою национальную самобытность. Точнее ислам выкорчевывал эту искомую тюркскую самобытность, которую и пытался вернуть кемализм.
Казалось бы, политические процессы в Турции для Запада были более чем предсказуемыми. Но, как и в 2013 году, осуществление новой концептуальной разработки в Стамбуле нарушил фактор Эрдогана. И, конечно же, своевременное и решительное вмешательство Путина. Именно Россия как в 2013 году, так и в дни последнего столкновения гюленистов с Эрдоганом, неожиданно вступив в игру, сокрушила глобальный план по свержению нынешнего турецкого президента. По большому счету, это признание прозвучало из уст одного из идеологов нынешней российской власти и евразийства Александра Дугина. Более того, неожиданно для Запада кемалисты, которые после долгого тюремного заключения были амнистированы Эрдоганом и поддержали его, вступив еще в январе 2016 года в тайные переговоры с Москвой, открыто поддержали турецкого президента. Переговоры с Москвой вел и один из соратников Эрдогана – мэр Анкары Ибрагим Мелик Гекчек.
Как сейчас выясняется, Эрдоган знал об этих переговорах и всячески пытался предотвратить последствия провокации адептов-генералов-гюленистов, которые, столкнув турецкого президента с Россией накануне захвата власти в Анкаре, всячески старались лишить его поддержки последнего политического союзника – Кремля. Таким образом, политическая гибкость, точный расчет и верный анализ ситуации помогли Эрдогану выстоять в противоборстве с могущественным противником. Эрдоган, этот закаленный политический боец знал, кто стоит за юродивым образом слезливого проповедника. Первичное расследование турецких правоохранительных органов свидетельствуют о том, что в планировании и осуществлении недавнего госпереворота в Турции участвовали несколько десятков инструкторов ЦРУ.
Однако при политической поддержке России, оперативном обеспечении путинских силовиков и, безусловно, самоотверженной борьбе миллионов турок, вышедших на улицы в защиту конституционной власти, Эрдогану удалось отразить удар, выстоять, упрочить устои своей власти и вдребезги разбить подпольную сеть гюленистов. Обратите внимание, в застенках оказалось свыше 10 тысяч человек! А масштабы разветвленной сети гюленистов в эшелонах турецкой власти поражают воображение, ибо только из среднего звена правления было вычищено свыше 50 тысяч гюленистов! И, конечно же, как и в 2014 году, ситуация в Турции самым непосредственным образом отразилась на политической ситуации в Азербайджане.
Вне всяких сомнений, если бы путчистам удалось добиться свержения Эрдогана и захватить власть, то гюленисты развернули бы большой фронт борьбы против Азербайджана. И это не просто слова и громкие заявления. И премьер-министр Турции, и глава внешнеполитического ведомства открытым текстом утверждают, что гюленисты планировали госпереворот и в Азербайджане. Как и в некоторых других тюркских странах, где пустил корни турецкий ислам – протестантство Гюлена. Столь серьезные политики, как Бинали Йылдырым и Мевлут Чавушоглу, не стали бы бросать на бакинский норд пустые слова, не подкрепленные фактологическим основанием.
Что же имели в виду турецкие власти, предупреждая Азербайджан об активизации гюленистов в Баку?
Вот мы и подошли к главному аспекту нашего исследования. Кто мог выступить в ипостаси социальной почвы гюленизма в светском Азербайджане? В стране с рыхлой политической почвой. Абсолютный крах азербайджанской национал-демократии в свете девальвации и полного разложения западных либеральных институтов лишили традиционных противников алиевской власти идеологических ориентиров. Грубо говоря, после того как мир понял, что западная демократия – это когда два волка и ягненок выбирают, что сегодня будет на обед, судьбы целых государств, как и фатум непризнанных диссидентов в своем Отечестве, стали решаться за считанные минуты прений в Овальном кабинете. А насильственная попытка адаптации западной демократии к совковой системе политического бандитизма развеяла априори безнадежные иллюзии: в некоторых странах перманентная революция как институт пришла на смену несостоятельному государству (Грузия, Украина, Молдова, Киргизия), в других произошла реинкарнация политического терроризма (Армения), есть и такие, где возродилось либеральное басмачество. То есть западную демократию, как воздушный шар, запустили в наше пространство. Шар висел у нас над головами, и мы, затаив дыхание, смотрели на него, пока другие государства под видом либерализма шарили у нас по карманам. Повезло лишь тем народам и странам, где у власти оказались дальновидные государственники, обеспечившие с помощью теории политической преемственности как минимум стабильность и эволюционное развитие. Это удалось Путину, Назарбаеву и Алиевым – Гейдару и Ильхаму.
И на протяжении всего периода правления нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева страна не раз сталкивалась с, казалось бы, неизбежной опасностью революционной смуты.
Власти, как и четверть столетия тому назад, противостояло олицетворение политической мишуры и провинциальной шушеры — Народный фронт Азербайджана. Четверть века назад этой бородатой организации с полумесяцем бровь, возникшей на ценностях социального варварства, которому во имя власти надо было непременно разрушить Рим, удалось ненадолго нарушить эволюционное развитие страны. Захватив власть, дурнопахнущие бородачи устроили оргию под литургию. Кстати, на площадь Свободы бородатые антисоветчики выходили с зелеными знаменами, не вдаваясь в смысл этого политического символизма. Беспринципные властолюбцы, они сбрасывали одни рясы и рядились в другие. Выступали и серыми волками, и голубыми тюркистами, и красными либералами, и оранжевыми революционерами, и даже глашатаями арабской весны… Злополучная судьба лжереволюции как-то завела их даже в авангард безрассудно воинственного нардаранского шиизма. Своекорыстие, сребролюбие, мамона…
И вот, как показывают первичные расследования турецких правоохранительных органов, безыдейные дети сварливой революции оказались и в сетях гюленизма. Хотя, с другой стороны, учитывая полный коллапс либерально-демократических идей на Востоке, как в свое время и насеровского утопизм-социализма, в условиях доминанты однородного догматического исламского электорального поля, когда Запад в борьбе с неугодными лидерами делает ставку на политический ислам, что же оставалось разбитым остаткам псевдолиберальных сил, как не кооптация с зарождающимся политическим исламом, который начал стучать во все двери этнокультурной бакинской мечети? Обратите внимание, что год тому назад инспирированное извне восстание клерикалов в Нардаране тоже было поддержано осколками разбитых псевдолибералов из партии Али Керимли! Кто принялся раскручивать в социальных сетях и в своих малотиражных агитках образ бесстрашного лидера шиитских экстремистов Гаджи Талеха? Али Керимли! Кто оказался в стальном ряду экстремистов, поднявших оружие против государственной власти? Заместитель Али Керимли!
Во имя заветной мечты и смысла всей жизни – дестабилизации и раскачивания ситуации Али Керимли и его новые соратники (все прежние сподвижники оказались в ряду сторонников алиевской власти – это, к слову, об идейности, точнее, ее полном отсутствии!) из среды подросшего поколения радикальной молодежи с затуманенным от свирепой бестолковой ярости ко всему окружающему взглядом оболваненного большевика готовы к союзу и с ужом, и с ежом. Ведь цель оправдывает средства, не правда ли?
Али Керимли осознал главную политическую закономерность: дальнейшая эксплуатация идей либеральных свобод и социального равенства – всего лишь фетиш, не обещающий и не сулящий никаких дивидендов и перспектив. Мир изменился, вместе с ним рухнуло и прежнее однополярное мироустройство, а традиционные западные институты, будь то Совет Европы, ОБСЕ или «Международная амнистия» – организации-атавизмы обвалившегося мироустройства, которые когда-то могли остановить даже сверхдержавы, сегодня не работают, бессильны, апатичны и не находят себе места в новой системе. Сегодня Россия может без санкции Совбеза ООН нанести удар по Сирии, а Израиль вторгнуться в Ливан, как и США казнить неугодного лидера.
В этой новой ситуации, ставка может быть сделана лишь на хаотичный политический процесс. А что может обещать хаос и смуту? Конечно же, на дворе не 2005-й, и Евромайдан больше никого не увлечет. Какой, спрашивается, Евромайдан после Брексит?!
Вот и втерлись бойцы Али Керимли в авангард азербайджанского политического ислама.
Налицо очевидные факты.
На протяжении долгих лет одиозная горлопанская телепередача соратника А.Керимли журналиста Ганимата Захида под названием «Azərbaycan saatı» (Час Азербайджана) выходила в эфире турецкого телеканала «Barış TV». Вся телепередача, представьте себе, посвящалась огульному охаиванию ненавистной бородатой либерастией азербайджанской власти в жанре политической ненависти ветхой и забытой Холодной войны.
В кулуарах официального Баку нередко задавались вопросом, как это правительство Эрдогана, несмотря не только на союзнический, но и личный дружеский характер отношений двух президентов, допускает подобный злобный стеб на своем ТВ?! Это был во многом безответный и риторический вопрос. Турки пожимали плечами…
Сразу же после попытки госпереворота турецкое правительство первым делом закрывает именно телеканал «Barış TV». Оказывается, он и был одним из рупоров гюленизма, помимо прочего, с большим энтузиазмом предоставлявший прямой эфир антиалиевской пропаганде! Может поэтому в свое время турецкие чиновники и пожимали плечами?! Самое парадоксальное, что после закрытия телеканала, А.Керимли и его агитки принялись опровергать свою связь с Фетуллахом Гюленом, которого турецкие власти обвинили в терроризме. Вопреки тому, что телеканал был закрыт вследствие открытой пропаганды Гюлена и необходимости свержения нынешней турецкой власти.
Дальше больше. Сын Али Керимли – Тюркель Керимли, в течение долгих лет припеваючи проживающий в Лондоне и там же получающий образование, в то время как его люмпенизированный безработный отец, посвятивший жизнь баррикадам, не может объяснить источники финансирования образования сына, появляется в кабинетах мелких вашингтонских чиновников. По информации источников, близких к турецким правоохранительным органам, Тюркель Керимли от имени своего отца просит предоставить закрытой телепередаче Ганимата Захида сетку вещания на другом гюленистском телеканале. И сотрудники аппарата некоторых сенаторов и конгрессменов обещают ему рассмотреть эту инициативу.
Но и это еще не все. Как выяснилось в результате расследования в Турции, Али Керимли наладил особую связь с главным редактором прогюленистской газеты «Kurultay» Айдыном Ташем. Буквально в каждом выпуске этого издания появляются грязные пасквили на Гейдара Алиева и нынешнего президента Ильхама Алиева. Статьи явно заказные и ангажированные. Стреляли по Эрдогану и по Алиеву. И многие статьи вышли из-под пера бывшего сотрудника турецких спецслужб Тургута Эра (как известно, правительство Эрдогана устроило чистку и в спецслужбах, где оказалось немало бойцов невидимого фронта Фетхуллаха Гюлена). В этой же газете Ганимат Захид выступает с призывами к свержению конституционного строя в Азербайджане. Там же предоставляется постоянная трибуна Али Керимли. И снова призывы к свержению власти в Азербайджане.
Более того, Айдын Таш – разоблаченный ярый гюленист исполняет и представительские полномочия А.Керимли и его агитки «Азадлыг» в Турции. По нашей информации, этот факт привлек особое внимание турецких следственных органов, ибо главной целью гюленистов и А.Керимли было развертывание пропагандистской работы среди азербайджанского студенчества в турецких вузах.
Подозрения турецких правоохранительных органов, что именно А.Керимли мог выполнять роль резидента Фетхуллаха Гюлена в Азербайджане, возникли еще в 2014 году после разгрома нурсистской фракции в партии власти. По информации компетентных источников, следствие вышло на след тесного взаимодействия Керимли и главы финансовой пирамиды Гюлена – Мурата Кылычлы. Те же источники утверждают, что посредством М.Кылычлы А.Керимли получал финансирование из Турции. Кто же покровительствовал этой пирамиде из-за океана?
Как иначе объяснить тот факт, что после разгрома в 2013 году подпольной революционной организации НИДА и ареста ее руководства эта экстремистская группировка попала под влияние Али Керимли и возглавляемого им Народного фронта. Весьма странно, что после этого происходит трансформация идеологической концепции экстремистской подпольщины – от либерального мусаватизма к тайному гюленизму. Организацию де-факто взял под контроль один из близких людей А.Керимли – гюленист Эльгиз Гахраманов. Э.Гахраманов преподает в нурсистском лицее в Баку. Именно он и группа молодых активистов из движения НИДА развернули в социальных сетях кампанию в защиту гюленизма.
Правда, сразу же после восстановления конституционного порядка в Турции, убедившись в разгромном поражении путчистов, А.Керимли, опасаясь уголовного преследования, в духе свойственной ему политической мимикрии попытался развернуть обратную пропагандистскую кампанию, дескать, в поддержку легитимной власти, однако активные участники гюленистской сети в Баку и к тому же сторонники Народного фронта, в частности Натик Адилов, Ганимат Захид, Махмуд Шарифов, Рашид Джафаров, Вюгар Нифтиев и другие соратники А.Керимли, продолжали участвовать в масштабной агитационной работе в поддержку Фетхуллаха Гюлена, осуждая разгром его сетей в Турции.
Вы только представьте, что пишет на своей странице в соцсетях пресс-секретарь А.Керимли Натик Адилов: «Две совершенные модели «бархатного ислама». В Египте — «братья-мусульмане», а в Турции — нурсисты. Увы, братья-мусульмане и тех, и других объявили террористами». Если вы полагаете, что уста А.Керимли на этом остановились, то сильно ошибаетесь. Вот как он осуждает борьбу с гюленизмом в Баку: «Школы Фетхуллаха Гюлена закрыли три страны: Сомали, Иордания и Азербайджан. Это горько и смешно!» А Эльгиз Гахраманов нападает на борцов с гюленистской сектой в Турции в излюбленной керимлятами эпатажной форме: «Это негодяйство! Переворот совершил не Гюлен, а Эрдоган».
Что же происходит? Правительство Турции, представители правящих кругов один за другим выступают с громкими заявлениями об опасности гюленистской смуты в Баку, турецкие правоохранительные органы устанавливают связь А.Керимли и его людей с гюленистами, в эфире гюленистского телеканала разворачивается откровенно враждебная пропаганда против президента И.Алиева и раздаются призывы к свержению азербайджанской власти, и при этом наши правоохранительные органы упорно хранят молчание.
По информации источников, близких к правоохранительным органам Азербайджана, Генпрокуратура страны возбудила уголовное дело в отношении сторонников Гюлена в Азербайджане, позволявших себе открытые призывы к насильственному свержению конституционного строя с целью создания шариатского государства и высказывания против государства по поручению иностранных организаций и их представительств.
Итак, уголовное дело возбуждено. Но ведь сам резидент Али Керимли и сеть его единомышленников, вовлеченных в пропаганду Гюлена и его подпольной террористической секты (судя по официальному обвинению в Турции) все еще не допрошены и пребывают на свободе. А ведь как утверждают Бинали и Чавушоглу, речь шла о попытке государственного переворота!..
Haqqin.az
Эйнулла Фатуллаев