«Заверните, пожалуйста, на Чадровую, а тут налево на Крайнюю Кривую». Эта фраза четко закрепилась в уголках моей памяти. Если нам приходилось возвращаться домой на такси, то отец обычно указывал водителю путь к нашему дому именно через улицу Чадровую, так как по другой дороге (через улицу Первомайскую) не каждая машина могла проехать без проблем. Наша Крайняя Кривая упиралась в Первомайскую, но там был очень крутой подъем.
Эти старые бакинские улочки давным-давно переименованы, Крайняя Кривая названа в честь академика Караева, Первомайская — национального героя Азербайджана Чингиза Мустафаева, а Чадровая — актера Мирзаги Алиева. А Первомайская вообще именовалось до 1939 года Сураханской.
Буквально два дня назад оказался в своем старом районе. Здесь полным ходом разрушаются старые кварталы, частично людей пересели, частично они еще живут в своих обветшалых домах те, кто еще при правлении Леонида Брежнева знали, что этот район скоро снесут. Уже Советского Союза не существует почти четверть века, но жизнь в этих узких улочках еще теплится.
Я решил пройтись по Чадровой вниз, чтобы оживить детские воспоминания. В школьные годы мы с друзьями редко пользовались транспортом, обычно спускаясь к центру города по этим узким «далан»ам. Чадровая – это самое старое название улицы, ее потом переименовывали в улицу «Освобожденной Азербайджанки».
Интересно сочетание разных стилей архитектуры этой улицы. Ближе к центру встречаются красивые, европейского типа здания. Я даже обнаружил пока еще целое здание 1916 года. То есть его соорудили еще при императоре Николае II. Улица берет начало с проспекта Строителей, а заканчивается примерно около здания Азербайджанского государственного драматического театра.
Нашел в 115 доме табличку с указанием, что здесь жил когда-то выдающийся театральный деятель Аббас Мирза Шарифзаде. А в другом доме жил известный генетик-селекционер академик Ахмед Раджабли. На Чадровой все еще действуют мелкие магазины, ремонтные мастерские, можно даже поесть кутабы из верблюжатины.
Но факт остается фактом. Здесь бесперебойно работают экскаваторы, разбирая Чадровую дом за домом, камень за камнем. Умирая, улица дает жизнь новым зданиям, просто у нас, у тех, кто провел в этих закоулках свое детство, стирается память, воспоминания форматируются, как у компьютера.
Грустно терять еще одну часть истории города, но понятно, что это лишь эмоции, и вместо ветхих, одноэтажных, покрытых рубероидом домов появятся красивые здания. Наше поколение уйдет, и выросшие в этих зданиях люди станут воспринимать город иначе, для них Баку будет именно таким, без старых кварталов, без Чадровой.
Певец и композитор, бакинец Сергей Колесниченко часто исполняет ностальгические песни о Баку, иногда грозится вернуться назад, есть даже песня с напевом «Там, где улица Торговая, Телефонная, Чадровая…».
Очень скоро не станет и Чадровой…
Исмаил Рафигоглу.