Вот в чем не откажешь нашим депутатам, так это в рвении принимать законы. Они денно и нощно трудятся, аки пчелы, чтобы облегчить жизнь своих «господ», то есть избирателей, которые суммарно составляют народ. Отсюда и новые законы, которые сыплются как из «рога изобилия». И что примечательно: законы эти чаще всего кажутся логичными, разумными и даже необходимыми. Казалось бы, что может быть лучше: закон есть, значит, его нужно выполнять. Формально всё так. Но на практике, как это обычно бывает, реальность немного отличается от формулировок в стенах Милли Меджлиса.
Вот буквально на днях прошла информация, что в Азербайджане за курение электронных сигарет в запрещенных местах будут штрафовать на 30 манатов. В сообщении говорится, что в связи с этим в Кодекс об административных проступках вносятся новые статьи.
Отлично, «слуги народа» озаботились о своих «господах». И, на первый взгляд, ни к чему не придерешься. А вот со второго взгляда возникает резонный вопрос: как же быть со старым законом от 2017 года? Ну, с тем самым, когда в нашей стране вступил в силу закон «Об ограничении использования табачных изделий».
Кто не помнит, в частности, этот закон предусматривает запрет на курение табачных изделий в общественных местах. Список довольно пространный, поэтому ограничимся лишь ресторанами, кафе, барами и другими объектами общественного питания — теми местами, где дым действительно может мешать соседу за столом, а не только создаёт повод для обсуждений в соцсетях.
Согласно статье 212.1 Кодекса об административных проступках, за курение в запрещённых местах взимается штраф в размере 30 манатов. За отсутствие специально отведённых мест для курения на предприятиях, в управлениях и организациях, а также за отсутствие на видном месте предупредительных надписей или знаков «Курить запрещено», должностные лица штрафуются на 400 манатов, юридические лица — на тысячу.
С одной стороны, формально всё понятно: закон принят, штрафы определены, ответственность распределена. С другой стороны, практическая реализация этих норм остаётся под вопросом.
Возможно, в элитных ресторанах, приличных семейных кафе старый закон соблюдается. Только общество состоит не только из элиты и ячейки общества. Есть представители прослойки, которые посещают кабаки и трактиры, где, несмотря на угрожающий мини-плакат с надписью Siqaret çəkmək qadağandır («Курить запрещено»), курят напропалую.
Действительно, кто сегодня помнит о законе девятилетней давности? Так вот, не хочется в это верить, но эмпирика говорит о том, что с электронными сигаретами и штрафами будет то же самое. Запал есть, а что дальше? По накатанному сценарию: закон вроде есть, но его как бы нет?
Согласитесь, что смешно и грустно становится, когда новые законы появляются поверх старых, которые ни на грош не ставятся простыми людьми. Самое обидное то, что законы нужны и логичны, и их реальное соблюдение зависит не от депутатов или кодексов, а от умения людей жить с ними. Но факт остаётся фактом: формально порядок есть, а фактически — жизнь течёт своим чередом, иногда в полном противоречии с буквой закона. Закон есть, а смысл его исполнения зависит исключительно от того, насколько сильно мы хотим его выполнять.
То есть можно принимать бесконечно количество хороших и целесообразных законов, но пока мышление не претерпит хорошей встряски — грош цена всем правилам и запретам.
Возьмем аналогичные случаи с другими законами. Некоторые индивидуумы с упрямством, достойным лучшего применения, паркуют свои автомобили там, где запрещено. Бросать окурок мимо урны – вполне обыденное явление. И таких примеров более, чем достаточно.
Мы часто жалуемся на бюрократию чиновников, сопряженную с беспределом, возмущаемся тем, что лицам, наделенным полномочиями, закон не писан. И это все верно. А разве простому человеку соблюдать тот же закон – не судьба?
Получается замкнутый круг: если тот или иной бюрократ не соблюдает закон, то почему бы и мне его не нарушить? И наоборот: если простому смертному наплевать на принятые законы, то чиновнику, как говорится, сам Бог велел.
Резюмируя сказанное, отметим: вопрос не в том, какие законы приняты, проблема в том, будут ли они исполнены…









