24 апреля в армянских и околоармянских кругах отметили очередную годовщину «геноцида армян». Среди тех, кто отметился по теме, оказалась и Лиана Гукасян — советник президента Международного Комитета Красного Креста и гражданка Армении. Она поделилась на платформе LinkedIn слезливым и напыщенным текстом, посвящённым «геноциду армян».
«Я — дочь людей, несущих на себе груз экзистенциальной травмы — той самой травмы, что передаётся не только через рассказы или молчание, но и через сам способ восприятия мира», — изощряется в тексте мадам Гукасян. — «Что значит жить с такой травмой? Это значит расти среди обломков — покинутых родин, изменённых имён, отрицаемой истории. Это значит жить в мире, который часто не признаёт твоей боли. Это значит помнить предков, чьи останки лежат в безымянных могилах…»
А затем обозначает главное: «Память и признание такой истории — это не только вопрос справедливости. Это вопрос предотвращения. Признание правды о прошлом помогает защитить будущее — ограждая от повторения подобных ужасов в любой точке мира. Сегодня я помню. Я скорблю. И я иду вперёд — не только с травмой, но с правдой».
В переводе: осудите и накажите Турцию.
Можно разбирать весь этот слезливый текст по пунктам. Можно напомнить Лиане Гукасян, что причитания о «предках, чьи останки лежат в безымянных могилах», звучат эффектно, но массовых захоронений жертв «геноцида армян» до сих пор не найдено.
Но, возможно, не это главное. Лиана Гукасян — не частное лицо. Она — советник президента МККК. А люди, занимающие посты такого уровня, как хорошо знают журналисты (и не только журналисты), не имеют права на личное мнение. Даже в личном аккаунте в социальных сетях. Публично обозначается только официальная позиция. А для гуманитарных организаций, к которым относится и Красный Крест, одним из главных требований является политическая нейтральность.
Более того, это та самая Лиана Гукасян, которая как бы неофициально, «инсайдерскими методами», курировала кампанию, развёрнутую в структурах МККК против Азербайджанского Общества Красного Полумесяца. Лиана Гукасян и те, кто за ней стоял, вознамерились ни много ни мало добиться исключения АОКП из Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Какие именно претензии были к деятельности АОКП, можно понять из раздражённых комментариев, например, Расмуса Канбека — шведского журналиста и проплаченного армянского лоббиста.
После того как сотрудники АОКП, к примеру, навещали жителей армянского происхождения в Карабахе. Оказывается, они — «последователи режима», слишком тесно связаны с правительством и т. д. Канбек договорился аж до того, что заявил:
«Помните, когда их использовали для акции протеста на ведущей в Нагорный Карабах Агдамской дороге? Вместо того чтобы делать заявления в соответствии с требованиями Международного комитета Красного Креста, они умышленно выступали с контрзаявлениями против МККК, что ещё больше усугубило гуманитарный кризис».
Напомним, как тогда развивались события. Азербайджан уже давно привлекал внимание мирового сообщества к тому, что Лачинский коридор используется не по назначению, что по этой дороге, которая изначально предназначалась для гуманитарных нужд, провозят оружие, мины (на высотах Фаррух и Сарыбаба обнаруживались мины, произведённые в 2021 году)…
Зимой 2023 года на дороге Ханкенди – Шуша – Лачин появился пикет экоактивистов. А 23 апреля 2023 г. Азербайджан установил КПП на Лачинской дороге. В ответ в Карабахе закатывали перманентные истерики на тему «гуманитарной катастрофы», «голода» и т. д. И требовали «открыть Лачинский коридор». При этом Лачинскую дорогу для гуманитарных грузов никто не закрывал — просто требовалось, чтобы в грузовых накладных в качестве пункта назначения был указан город Ханкенди, Азербайджанская Республика, а не «Степанакерт», «Арцах» или ещё что-то в том же роде. А вот приводить сопроводительные документы в соответствие с международным правом уже не желала армянская сторона.
Никакой «гуманитарной катастрофы» не было тем более — достаточно вспомнить, как азербайджанские дипломаты в ООН демонстрировали скриншоты из соцсетей с пышными семейными застольями, рекламой ресторанчиков и т. д. На этом фоне АОКП отправило несколько фур с мукой и мучными изделиями в Ханкенди по Агдамской дороге. Но путь этим фурам преградили армянские пикетчики. Интересно, конечно, кто и где видел «голодающих», которые перекрывают путь для доставки продовольствия только потому, что его привезли не по той дороге.
А вот теперь за эти фуры претензии предъявляют уже АОКП. По мнению мадам Гукасян и тех, кто за ней стоит, АОКП было обязано «поддерживать политику руководства МККК».
А вот что это за политика, в Азербайджане знают слишком хорошо. В том числе и если речь идёт о Лачинской дороге, где не только водители МККК занимались откровенной контрабандой. Представители МККК в Армении прямо заявляли, что помогли «вытащить» из Ханкенди иностранцев. Которые, как можно догадаться, оказались там без разрешения властей Азербайджана и имели основание опасаться встречи с азербайджанскими пограничниками.
Во время 44-дневной войны были, скажем так, эпизоды, когда сотрудники МККК занимались откровенным шпионажем в пользу Франции, а уже Париж передавал собранные разведданные Армении. Можно вспомнить, как тот же Красный Крест пытался под видом эвакуации тяжело раненых вытаскивать из окружения армянских военнослужащих. И уж тем более в Азербайджане не забудут преступного равнодушия МККК к судьбе пленных и заложников — Minval об этом рассказывал неоднократно.
И вот теперь эти люди не просто «учат нейтральности» АОКП. От Азербайджанского Общества Красного Полумесяца требуют встраиваться в такого рода политику, не имеющую ничего общего с теми задачами, ради которых создавался Красный Крест.
И вот теперь вопрос: так ли удивляет на подобном фоне пост мадам Гукасян в LinkedIn?
Теоретически здесь надо было бы потребовать от руководства МККК прояснить ситуацию. Но ситуация с реальной политикой МККК уже слишком ясна. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что решением властей Азербайджана представительство МККК в нашей стране решено закрыть.
P.S. Minval.az направил официальный запрос в Международный комитет Красного Креста с просьбой прояснить позицию организации в связи с действиями Лианы Гукасян. На момент публикации материала ответ получен не был.