Среди множества грамматических форм глаголов в немецком языке есть и такое время — «Plusquamperfekt», или «давно прошедшее», которое доставляет немало трудностей школьникам и студентам, которые берутся за изучение немецкой грамматики. Впрочем, в конце концов с этим разделом грамматики справиться удается. Куда хуже, когда ошибку в стиле «Plusquamperfekt» допускают уже не школьники, а уважаемые дипломаты, да еще те, для кого немецкий язык родной. Причем не в грамматическом, а в политическом измерении, не разобравшись, как изменилось время и какие события не такого уж давнего прошлого никак не получится вынести за рамки. Впрочем, расскажем по порядку. На днях посол Германии в Азербайджане Вольфган Манинг дал интервью агентству «Туран». Где, рассуждая о Карабахе, заявил, что Германия призывала обе стороны к урегулированию конфликта на основе международных принципов – территориальной целостности и права на самоопределение, и добавил: «Германия выступает против решения конфликта силовым методом, поэтому мы осуждали оккупацию территорий Азербайджана силой в начале 90-х годов, призывая обе стороны к переговорам и мирному решению».
А вот тут интересно. Вообще-то дипломату по штату положено знать, что принцип территориальной целостности и самоопределение наций в международном праве далеко не равноценны. Не говоря о том, что принцип самоопределения наций по определению относится к нациям, а не к общинам. Более того, Германия является членом НАТО, а НАТО регулярно, на каждом своем саммите, высказывается в поддержку независимости и территориальной целостности стран-партнеров, не упоминая никакого «права наций на самоопределение».
И это, увы и ах, не единственный «ляпсус» господина Манинга. Господин посол рассуждает о том, что его страна выступает против решения конфликта силовым путем и даже осуждала оккупацию территорий Азербайджана. Только вот за почти что три десятка лет, пока продолжалась эта оккупация, в регионе не слышали от Германии внятного и гласного осуждения этой ереванской политики оккупации и этнических чисток, в результате чего были самым вопиющим образом нарушены права миллиона граждан Азербайджана, и это реальные цифры, а не фигура речи. Когда осенью 2019 года министр обороны Армении прямо обещал «новую войну за новые территории», в Берлине промолчали. Более того, став страной-председателем ЕС уже летом 2020 года, Берлин не посчитал необходимым адекватно отреагировать на попытку Армении «продвинуть границу» на Товузском направлении — а это уже был прямой акт агрессии против Азербайджана, причем за пределами Нагорного Карабаха, но зато с явной угрозой для железных дорог и трубопроводов, имеющих ключевое значение для энергетической безопасности и товарной логистики ЕС. И что же — Германия опять была глубоко не в курсе? Или не сочла нужным отреагировать?
Наконец, уже после начала Второй Карабахской войны стали известны масштабы созданного Арменией на оккупированных азербайджанских землях бронированного «кулака». Понятно, что с его помощью Армения как раз и планировала «новую войну за новые территории». Более того, количество оружия, уничтоженного и взятого в качестве трофеев Азербайджанской Армией в Карабахе, превысило то количество танков и артиллерийских «стволов», которое полагалось Армении согласно квотам Договора об обычных вооруженных силах в Европе и фланговых ограничений к нему. Но в Берлине опять смолчали. А если чуть-чуть покопаться в этом самом Plusquamperfekt, то «выплывают» сосем уж неприятные события. До осени 2013 года Армения, напомним, вела переговоры о подписании с Евросоюзом соглашения об ассоциации (и «передумала» его подписывать после окрика из Москвы как раз накануне Вильнюсского саммита ЕС и «Восточного партнерства», но это уже другая история). Но вот Германия не посчитала необходимым твердо заявить, что до прекращения оккупации Арменией 20% территории Азербайджана никаких европерспектив для нее не будет — притом что от президента Украины Януковича, к примеру, требовали освободить из заключения Юлию Тимошенко.
Так как и где в Германии осуждали «использование силы», да еще для захвата чужих территорий и перекройки признанных границ? За чашечкой кофе? Или за кружкой пива? И самое главное, неужели глава дипмиссии ФРГ в Азербайджане, соглашаясь на интервью, всей этой предыстории не знал? Или был уверен, что весь этот Plusquamperfekt надежно позабыли все остальные?
И под занавес господин Вольфганг Манинг умудрился, подберем самый мягкий эпитет, выступить не лучшим образом на таком невинном вопросе, как перспективы участия немецких фирм в восстановительных работах на освобожденных от армянской оккупации азербайджанских землях. Здесь глава немецкой дипмиссии сначала принялся рассуждать в стиле «мы хотели бы, чтобы все страны Южного Кавказа стали общей зоной, процветающими странами, имеющими экономическую интеграцию со странами Европы», «мы хотим не только экономической кооперации, но и политического взаимопонимания со странами региона» и т.д. Затем призвал предоставить доступ в регион Нагорного Карабаха международным организациям. Что же до немецкого бизнеса, то здесь посол отделался заявлением: «…Мы готовы обсуждать с правительствами двух стран возможность доступа в регион для немецких компаний. Мы, как правительство, не можем их заставить, но можем пригласить. Кроме того, участие в восстановлении территорий возможно в рамках Евросоюза, программы Восточного партнерства, членами которой являются и Армения и Азербайджан». За чем вполне отчетливо читалось: вот если в Баку выполнят те политические «призывы», которые мы озвучили, тогда мы в рамках «Восточного партнерства» подумаем об участии немецкого бизнеса. Чем выдал еще одну серию «ляпов» в одном флаконе. Не станем вспоминать, призывали ли в Берлине с той же настойчивостью к доступу в регион международных организаций, когда в Азербайджане призывали эти самые организации дать оценку армянскому вандализму на оккупированных землях и почему изменили свою политику сейчас. Тем более не станем интересоваться работой немецких фирм в армянской горнорудной сфере и выяснять, не причастны ли эти уважаемые концерны к грабежу золотоносной руды на оккупированных азербайджанских землях —не секрет, что перерабатывалась эта руда на армянских горно-обогатительных комбинатах. В том числе тех, куда вкладывались немецкие инвестиции. Просто, как бы это поделикатнее, сегодня в регионе не та ситуация, чтобы немецкая дипломатия в виде широкого жеста обещала «рассмотреть вопрос» работы здесь немецкого бизнеса. Восстановление оккупированных территорий Азербайджана — это не «гуманитарная помощь», а миллиардные подряды, весьма и весьма привлекательные для бизнеса. В Баку уже неоднократно заявляли, причем на самом высоком уровне, что в первую очередь к этим работам будут привлечены фирмы и концерны из дружественных Азербайджану стран. Уже начинают работу компании из Турции, работают партнеры нашей страны из Италии, обозначил свое присутствие британский бизнес. Так что послу Германии надо бы не ставить условия, а подумать, как бы немецкие компании не опоздали на поезд.
Словом, господину Минингу явно не мешало бы освежить в памяти, что означает Plusquamperfekt в политике. И что здесь ошибки с использованием штампов и «установок» из «давно прошедшего времени» посерьезнее, чем школьный «неуд». И исправить их будет куда сложнее.
Нурани