Распад государства может выглядеть по-разному. И далеко не всегда это зрелищная «телекартинка» с многотысячными толпами, штурмующими правительственную резиденцию, вооруженными людьми на улицах и т.д. Накануне распада СССР в одной из популярных телепередач прозвучало наблюдение: «В Кремле стали плохо точить карандаши и не подходят к телефону».
А в случае с Арменией красноречивым подтверждением распада всей государственной машины в Армении оказалось недавнее интервью президента этой страны Армена Саркисяна РБК. Где Армен Варданович, в числе прочего, отметил: «Мы понимаем, что у России свои и очень глубокие экономические, политические и военные отношения с Турцией», и вообще «так как Россия является той страной, которая в конечном итоге может радикально поменять и решить нынешнюю военную ситуацию в Нагорном Карабахе путем предложений, дипломатии и давления на стороны, я нормально смотрю на отношения России с Турцией». Как бы в переводе с политического, поддержал вовлечение Турции в переговоры по карабахскому урегулированию и формат «2 + 2». Только вот незадача — против любого участия Турции в Карабахе категорически выступает премьер-министр Никол Пашинян. Пуская при этом в ход и балаганные трюки, и дешевые фейки, и «пугаловки» в стиле «если вся Европа не встанет на защиту «Арцаха», то уже завтра турки захватят Вену». А сам Саркисян через минуту обвиняет Анкару во всех смертных грехах и рассуждает о том, что «необходимо исключить из конфликта Турцию, которая в этом вопросе играет разрушительную роль».
И как это понимать? Конечно, в правительстве могут высказываться разные мнения, и при большом желании это можно считать признаком демократии, но если на публике, по одному из важнейших для страны вопросов, президент тянет в лес, а премьер — по дрова, это уже не «разногласия». Это полная несостоятельность государственной машины. А если в том же интервью Армен Варданович выдаёт взаимоисключающие «установки», то тем более. Причем это далеко не единственный пример такого вот «раздрая». Достаточно вспомнить, как расходились данные у армянских военных «пиарщиков»: одни признавали продвижение Азербайджанской Армии, а другие рассказывали о мифических «успехах» своей армии.
Но это еще не вся трагедия. В том же интервью Армен Саркисян, к примеру, устроил впечатляющий «экскурс в историю». И не только поверял многократно опровергнутый фейк, будто бы в 1920 году Карабах «передали» Азербайджану. Позабыв на минуточку, что Кавбюро ЦК ВКП(б) дважды рассматривало вопрос принадлежности Карабаха и оба раза ОСТАВЛЯЛО его в составе Азербайджана. Изобретал сказки, будто бы в Карабахе жило «90-95% армян», в то время как такого армянского доминирования там не было никогда. Договорился аж до того, будто бы Азербайджан покинули «более миллиона армян», притом что по самым «щедрым» подсчётам их число в Азербайджане никогда не доходило до 400 тысяч, и это включая бывшую НКАО.
Не ограничившись этим, Армен Варданович с умным видом принялся стращать слабонервных «турецкой угрозой»: ««Турция не только хочет защищать свои нефтепроводы в Азербайджане, но и управлять ими. Запад должен понимать, что Турция в Азербайджане — контроль над газом и нефтью, которые будут идти из Центральной Азии в направлении Европы. А полный контроль Анкары над энергоносителями с Каспия приведет к тому, что Европа в этом смысле станет заложником Турции» и т.д. И, наконец, апофеоз. Говоря о принципе территориальной целостности, Армен Саркисян брякнул: «Азербайджан поднимает вопрос о территориальной целостности. Территориальной целостности чего? Того, что Советский Союз отдал 70 лет назад?»
Здесь, конечно, самое время напомнить господину Саркисяну: во-первых, Советский Союз дарил азербайджанские земли Армении, а никак не наоборот. И если Армену Вардановичу так греет душу идея возвращения к «досоветским» границам, то в этом случае уже Армении придется прощаться с Зангезуром и восточным берегом озёра Гейча, полученными в подарок от Азербайджана, с грузинскими землями, составляющими нынешней Лори, а границу с Турцией, кстати говоря, провести даже не по Карсскому, а по Александропольскому договору, лишившись заодно и Гюмри. Да и Ереван придется вернуть — его уступили в обмен на отказ от претензий на Карабах, и так как это условие Армения не выполнила… Или же посоветовать уяснить для себя: бывшие республики СССР были признаны мировым сообществом в своих постсоветских границах еще в 1991-1992 годах. Сомневающиеся могут ознакомиться хотя бы с картами, размещенными на сайте ООН.
Но вот что важно. Эту, пардон, бредятину нес на публике не очередной независимый блогер, не журналист и даже не депутат парламента, а президент Армении. Которому по штату положено знать, что такое международное право и на чем основана «правовая папка» конфликта, в который втянута его страна. И если Армен Варданович заявляет такое в интервью, то это, кроме всего прочего, еще и наносит удар по надезждам, что Никол Пашинян, конечно, безответственный популист и политический клоун, но вот Армен Саркисян куда как опытнее и может взять на себя роль «переговорщика» по Карабаху. Увы и ах, «здравомыслие» Саркисяна авторы этих предположений сильно переоценили. Более того, в Армении попросту не просматривается ни одного достаточно влиятельного политика, который мог бы претендовать на роль лидера “партии мира”.
А это значит, что в Армении на фоне развала и хаоса нет надежды даже на «манёвр последнего момента».
Нурани, политический обозреватель