Три сценария войны: когда выбор всегда за нами

Три сценария войны: когда выбор всегда за нами

Три сценария войны: когда выбор всегда за нами

Среда, из которой вышел подполковник Путин, в советские времена отличалась прагматизмом и отсутствием иллюзий в оценках оперативной обстановки. Ещё в школах подготовки будущих чекистов их учили давать не менее трёх предварительных версий того или иного преступления, трёх первичных сценариев развития оперативной или политической обстановки по конкретной проблематике. Наиболее вероятная версия или прогноз развития обстановки подтверждалась лишь после скрупулёзного анализа всего объема информации. На ее основе принимались все последующие решения об информировании инстанций, проведении оперативных мероприятий, внутри и внешнеполитических действий, акций по формированию соответствующего общественного мнения и т.д.

Как сказал в одном из своих интервью создатель и руководитель (до 1991 года) Управления «А» (Аналитика) КГБ СССР Николай Леонов «нынешняя топорная работа российских спецслужб не даёт шансов на использование этого опыта для реального прогноза развития политической и оперативной обстановки. Для оправдания беспредела власть и деньги имущих создаются иллюзии, не имеющие ничего общего с реальной политикой».

Действительно, «все смешалось в доме Облонских». За патетическими словами о том, что у «России есть только два союзника-армия и флот», все чётче проглядывает потеря страной важных партнеров.

Спародические головные боли с основным союзником-Беларусью- превратились в постоянную мигрень, не исключающую прединсультное состояние. Южный форпост Кремля (Армения) вместо защиты его интересов пытается вовлечь сюзерена в войну с катастрофическими для Москвы последствиями. Украина, Грузия и Молдова уже потеряны. Даже Центральная Азия все более приближается к точке невозврата.

Для России, как никогда прежде, сегодня необходимо проанализировать все возможные сценарии развития ситуации в Южном Кавказе. Их не видно. Но сценарии реально существуют:

Сценарий 1. Самый маловероятный.

Россия через прокси или прямое вовлечение вынуждает Азербайджан к отступлению от взятых позиций. В дело вмешивается Турция и, весьма вероятно, Пакистан. В отличие от Молдовы, Украины и Грузии союзники Баку не ограничиваются пустыми заявлениями ЕС и НАТО о формальной поддержке. Начинается прямое вовлечение третьих серьёзных акторов с непредсказуемыми ( в первую очередь для России) последствиями. Кроме того, как и в любой, даже самой секулярной стране с мусульманским населением, патриотизм населения перерастает в религиозный протест, открывающий дорогу для радикальных исламистов на Северный Кавказ. Россия проигрывает весь Кавказ а затем и Центральную Азию, предопределяя своё последующее превращение в «главного противника» всего исламского и тюркского мира.

Сценарий 2. Маловероятный.

Россия вынуждает стороны остановить военные действия под угрозой «принятия жестких мер». Пытается создать новый статус-кво и линию соприкосновения. Однако, даже подписанный в субботу в Москве документ не работает. Кичливость Соловьева о том, что «тот,кто не слушает Лаврова, будет говорить с Шойгу», вызывает ничего, кроме отвращения. Если этот разговор с Шойгу сводится к обстрелу мирных жителей Гянджи, то Россия уже на полпути к окончательной потере остатков даже доверия ( уже не влияния!) к себе со стороны Азербайджана. Страна уже не даст никому так с собой разговаривать. Она в состоянии постоять за себя-синдром 366 полка давно исчез. В то же время, основной очаг напряженности в регионе в форме продолжающейся оккупации Азербайджана Арменией продолжит дестабилизировать весь регион с вероятным повторением (причём в кратчайшие сроки) новой войны, но без всяких шансов для России. Но этот сценарий обернётся не только политической потерей до сих пор дружественной страны, но и полным провалом всех экономически выгодных проектов в регионе с выходом на Запад и Юг. Это станет концом истории России на Кавказе.

Cценарий 3. Вероятный.

Россия осознаёт, что продолжающаяся армянская оккупация Азербайджана из инструмента ее влияния на Южном Кавказе превратилась в главный тормоз реализации ее интересов в регионе. Она не мешает логическому завершению войны, обуславливая тем самым политически и экономически выгодное партнёрство с Азербайджаном, предсказуемые и взаимовыгодные отношения с Турцией, укрепление авторитета в мусульманском мире, нивелирование нервозности Запада ролью Москвы в недопущении многомиллиардных энергетических и транспортных проектов на Кавказе. Она остаётся значимым актором в регионе, разделяющим свою прежнюю единоличную и потому крайне уязвимую ответственность за обстановку на Южном Кавказе с другими серьезными игроками. Никто из последних, как и Россия, не владеет «контрольным пакетом акций» в регионе, однако соблюдение баланса их интересов гарантирует мир, стабильность и предсказуемое будущее для всех.

Все три сценария должны быть тщательно проанализированы в Кремле. Сегодня ещё есть шанс опровергнуть слова дипломата и поэта Тютчева том, « умом Россию не понять». Если только Россия подойдёт к проблеме с умом.

Фархад Исаев

Теги: