Выбрать дату для главных победных торжеств — целое искусство. Любую торжественную церемонию надо заранее готовить, и точно подгадать эту подготовку к грядущей победе получается не всегда. Но и выбирать дату «с потолка» или откладывать торжества слишком уж надолго — тоже не лучший выбор. Политическая мода «сороковых, роковых, свинцовых, пороховых» выработала свои технологии. В Норвегии главные торжества прошли 7 июня 1945 года. В этот день в страну вернулся король Хокон VII, покинувший родину ровно пять лет назад — 7 июня 1940 года. А в СССР Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года — тоже в непосредственной «увязке» с четвертой годовщиной «сегодня в четыре часа утра, без объявления войны, гитлеровская Германия напала на Советский Союз».
Сегодня в 75-ю годовщину того парада — «военные» фильмы и беседы «по теме», политические заявления и новые торжества в Москве, включая юбилейный парад, в котором принимают участие и азербайджанские военнослужащие.
Наша страна заслужила свое место в строю победителей. Из Азербайджана ушли на фронт не менее 700 тысяч человек. 300 тысяч из них не вернулись. Азербайджанские танкисты под командованием Ази Асланова освобождали Беларусь и Литву, азербайджанская 416-я гвардейская Таганрогская дивизия принимала участие в штурме Берлина, а наши партизаны воевали в Словении и Франции…Наконец, нельзя не сказать об азербайджанской нефти, которую справедливо называют «кровью войны». По подсчетам экспертов, на Баку в те годы приходилось 70-75 процентов необходимой СССР нефти и 85-90% нефтепродуктов, включая авиатопливо. Правда, сегодня российские СМИ далеко не всегда отдают должное той исключительной роли, которую в победе над Гитлером сыграл Азербайджан.
А в последние годы дискуссия и о роли Азербайджана во второй мировой войне, и о том, получила ли эта роль достойную оценку, имеет еще одно «прочтение»: должна ли столица Азербайджана получить звание «города-героя»? Обсуждение этого вопроса вспыхивает регулярно, с выкладками, с напоминаниями о подвигах наших воинов и о нефти. И на первый взгляд, здесь все ясно и понятно: Баку, несмотря на весь свой уникальный и исключительный вклад в победу над Гитлером, не был удостоен наград и почетных званий, и сегодня самое время эту историческую несправедливость исправить. Неудивительно, что такого рода инициативы готовы совершенно искренне поддержать многие из тех, кто горячо любит свой родной Баку.
Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?
Можно, конечно, вспомнить, что даже в своей классической советской «трактовке» звание города-героя присваивалось тем городам, на ближних подступах к которым шли тяжелые бои. Это касается и Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, и Севастополя, и Сталинграда, ныне Волгограда, и Тулы, и заполярного Мурманска…Согласно принятому еще в 1965 году положению, городам-героям вручалась медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина. Но Баку под это определение никак не подходил. Немцы до Азербайджана не дошли — их остановили на берегах Терека. Впрочем, справедливости ради,
в СССР, где наряду с «боевым» званием Героя Советского Союза существовало и звание Героя Социалистического Труда, предлагалось отметить и города «трудовой славы», включая и Баку. Правда, дальше неофициальной идеи дело тогда не продвинулось.
Только вот куда важнее другое. Статус «города-героя» со всеми предшествующими и вытекающими существовал в СССР. А сегодня, если кто забыл СССР на карте уже нет — к счастью для одних и к превеликому сожалению для других. А значит, нет и его системы наград и почетных званий. И в результате в России, где существует звание Героя России, новых городов-героев не появилось. Вместо них — города воинской славы. Теперь, на основе мартовского указа Путина, учрежден статус «городов трудовой доблести».
И самое главное, даже в годы существования «социалистического лагеря», когда говорить о независимости Польши, Венгрии или Чехословакии можно было только с изрядной натяжкой, не было прецедентов, когда бы звание города-героя получали города, находившиеся за пределами Советского Союза. Советская армия, напомним, не остановилась у границы, а продолжила наступление. В городах Восточной Европы, в норвежском Киркенесе и австрийской Вене стояли памятники советским солдатам. Британский Ковентри и советский Волгоград становились городами-побратимами. Иностранные граждане, начиная от президента Египта Гамаля Абделя Насера и заканчивая монгольским космонавтом Жугдэрдэмидийном Гуррагча, становились Героями Советского Союза. Но вот «городов-героев» за пределами СССР не появилось. Существовали, правда, свои города-герои в бывшей Югославии, но это только подтверждает правило: подобная практика не бывает «трансграничной».
И вот эти обстоятельства уже коренным образом смещает акценты во всей дискуссии, должен ли Баку сегодня, через 75 лет после победы, получить наконец звание «города-героя», «города — героя труда» или еще что-то в том же роде. В самом деле, как присвоение Баку почетного звания за заслуги в годы второй мировой войны осуществить на практике? Вручить столице Азербайджана награды более не существующего государства? И тем самым забыть «на минуточку», что Азербайджан — это уже не союзная республика, а независимое государство? И да, интересно, кто будет подписывать соответствующие указы — Сажи Умалатова? Геннадий Зюганов? Валентина Терешкова? Или соответствующие бумаги подпишет Владимир Путин? Но в таком порядке почетное звание города трудовой доблести присваивается российским городам. Никто не умаляет их заслуг, но Баку, в отличие от Челябинска или Лысьвы — это не российский город, а столица другого государства — Азербайджана. Так что речь не только и не столько о памяти о второй мировой войне и не о долге перед этой памятью, сколько об отношении к нашей собственной государственности и независимости. И о том, что если одни искренне, от чистого сердца, выступают за то, чтобы вклад Азербайджана и его столицы Баку в победу над Гитлером наконец-то был должным образом отмечен, другие расчетливо и цинично под привлекательной оберткой разговоров об «исторической справедливости» пытаются навязать нечто совершенно иное и далеко не столь привлекательное. И все это — на фоне усиливающихся намеков Москвы, что распался СССР «неправильно», что это была «геополитическая катастрофа» и что «границы России нигде не заканчиваются». И где, будем реалистами, в высоких кабинетах многие хотели бы восстановить СССР в его прежнем виде и прежних границах. И еще используют память о второй мировой войне как главный аргумент, что Россия должна иметь на мировой арене особый статус вообще и право устраивать карательные акции в столицах других государств в частности.
И да, вечером 22 июня в эфире российского телеканала «Звезда» вновь появился выпуск программы Сергея Медведева «Загадки века» — с подробным рассказом о генерале Михаиле Ефремове, который, как восторженно рассказывал ведущий, провел «рискованную операцию»… по захвату Азербайджана: «В 1920 году 200 бойцов под его командованием захватили Баку, в котором находилось враждебное большевикам буржуазное правительство мусаватистов. За несколько часов военно-политическая обстановка в Закавказье полностью меняется. В результате одной лишь успешной атаки Советская Россия возвращает себе территорию Азербайджана и, главное, бакинские нефтяные промыслы». Сегодня желающих повторить этот марш оккупационной XI Армии в московских кабинетах предостаточно. И пока для этого просто готовят общественное мнение. Играя в том числе и на памяти о второй мировой войне.
Вопрос в том, насколько глубоко мы позволим втянуть себя в эту игру.
Нурани, политический обозреватель